?

Log in

No account? Create an account
Поросенок Петр

pora_valit


Пора валить? Все об эмиграции.


Previous Entry Share Next Entry
Увольнение по капризу левой пятки
elvira_vir wrote in pora_valit
В Трудовом кодексе может появиться новое основание для увольнения сотрудника — в связи с утратой доверия. Сейчас такая норма применяется только для госслужащих, однако Минтруд рассматривает возможность распространить это правило и на коммерческие компании. Нововведение поможет предотвратить попытки промышленного шпионажа и недобросовестной конкуренции, а также способствовать сохранности интеллектуальной собственности, пояснили «Известиям» в бизнес-сообществах. Новый механизм должен быть предельно прозрачным, чтобы не допустить злоупотреблений, отмечают эксперты.
С предложением внести в Трудовой кодекс РФ нормы об увольнении в связи с утратой доверия в Минтруд обратилось бизнес-сообщество, рассказал «Известиям» директор департамента госслужбы министерства Дмитрий Баснак.
Действующее законодательство предусматривает подобное основание для увольнения государственных служащих. В законе четко установлены причины утраты доверия: нарушение налагаемых запретов (коммерческая деятельность, участие в иностранных НКО, счета в зарубежных банках), непредставление сведений о доходах или расходах, а также непринятие мер для урегулирования конфликта интересов. Также ТК позволяет увольнять по причине утраты доверия сотрудников органов правопорядка, профессиональных военных и работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности. На всех остальных данная норма сейчас не распространяется.
— Возможно, стоит внести в Трудовой кодекс такую поправку, но для ограниченного круга компаний, — заявил Дмитрий Баснак, отметив, что вопрос находится на стадии обсуждения.
В бизнес-объединениях «Известиям» заявили, что подобная норма необходима — она поможет компаниям защититься от нерадивых и нечистых на руку сотрудников.
— В наше время многие компании вкладывают многомиллионные инвестиции в новые разработки и исследования. Очень часто получается, что из-за небольшой разницы в зарплате сотрудник перебегает к конкурентам и забирает разработку с собой или просто продает ее, — пояснил член генсовета «Деловой России», гендиректор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов. — Не только менеджмент, а любой рядовой сотрудник может забрать со стола чертеж или скачать информацию на флешку. Такое происходит сплошь и рядом. Новая норма уведомит сотрудника, что всё, созданное им в период работы на компанию, принадлежит компании, а любое разглашение грозит увольнением по статье.
Сегодня уволить нерадивого работника очень сложно, отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. По ее словам, контролировать каждый шаг сотрудника невозможно — бизнес строится на доверии. Если человек начинает вести себя неадекватно, собственник не пойдет в полицию или в суд. Новая статья стала бы хорошим инструментом для предотвращения таких ситуаций, считает она.
Нововведение заставит работников более ответственно относиться к работе, так как увольнение с такой формулировкой будет подобно «волчьему билету», уверен член ТПП РФ Валентин Игнатьев. По его мнению, руководители с радостью воспользуются таким рычагом воздействия на подчиненных. Прежде всего инициативу поддержат компании с госучастием, а также крупный бизнес, считает он.
Очень важно не переносить норму с госслужбы на бизнес «как кальку», заявил «Известиям» заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Анатолий Выборный («Единая Россия»).
— Чиновник выполняет задачи, поставленные властью, и поэтому к нему предъявляются особые требования и накладываются особые ограничения, соблюдение которых контролируют надзорные органы. Но и за соблюдением прав госслужащего следят более тщательно, — пояснил депутат.
По его мнению, для начала было бы целесообразно ввести такую норму для организаций с госучастием. В таких уже сейчас работают комплаенс-подразделения, которые проводят тщательные проверки соблюдения антикоррупционного законодательства на предприятии. Их работа станет гарантией, что никого не уволят бездоказательно. И только после того, как правоприменение будет отшлифовано, можно подумать о распространении нормы на весь бизнес, полагает Анатолий Выборный.
На практике уволить сотрудника в связи с утратой доверия очень трудно, рассказал юрист практики разрешения споров и медиации юридической фирмы Art De Lex Юлий Ровинский. Поэтому работодатели стараются использовать другие основания, например неоднократные опоздания на работу. Нововведение может способствовать предотвращению недобросовестной конкуренции, сохранению и защите бизнеса от промышленного шпионажа, считает юрист АБ «Павлова и партнеры» Надежда Попова. Однако необходимо, чтобы утрата доверия основывалась на объективных доказательствах вины работника, подтвержденных документально, отметила эксперт.

То оскорбление чувств верующих, то запрет гей-пропаганды, то утрата доверия - такое впечатление, что Россия участвуют в конкурсе на самый маньячный и античеловечный закон.

promo pora_valit april 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…

  • 1
Раз зашла речь о процессе увольнения в США, то поделюсь своим опытом работы руководителем проекта. Я с этой проблематикой знаком не понаслышке, так как мне не раз доводилось ставить вопрос об увольнении моих подчинённых перед моим начальством. Иногда это приводило к увольнению, а иногда нет.

На первый взгляд почти во всех штатах США (кроме Монтаны) действует доктрина "at-will employment", что значит, что фирма может уволить любого сотрудника в любой момент. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что есть очень много исключений.

Во-первых, многое зависит от контракта между фирмой и сотрудником. Если есть профсоюз, то в профсоюзном контракте оговорено, за что можно увольнять. Даже если профсоюза нет, то это может быть оговорено в индивидуальном контракте.

Во-вторых, есть целый ряд федеральных законов, запрещающих увольнение на основании разных признаков: расы, пола, инвалидности, возраста и т.д. Это на означает, что фирма не может уволить 63-летнюю негритянку-инвалида, но фирме, возможно, придётся доказывать в суде, что она это сделала не из-за пола, расы, возраста и/или инвалидности. Иногда это, как говорится, "себе дороже".

В-третьих, в разных штатах есть разные дополнительные ограничения на право фирм увольнять сотрудников. Самое, наверное, серьёзное -- и одновременно самое размытое -- это доктрина "implied contract". Это означает, что даже если у фирмы нет договора с сотрудником о том, что его нельзя просто так уволить, то всё равно суд может решить, что условия работы сотрудника, устные обещания фирмы, корпоративные правила и т.д. по совокупности создали де-факто контракт. В разных штатах законы и их интерпретация судами разная, так что в каждом случае надо смотреть детали.

В-четвёртых, очень важным ограничением являются корпоративные соображения. Руководство больших компаний не в состоянии уследить за тем, что творится на нижнем уровне. А что если какой-то менеджер окажется социопатом или садистом и будет увольнять людей не за дело, а для удовлетворения своих патологических желаний? Или просто будет избавляться от потенциальных конкурентов и людей, способных его вывести на чистую воду. Если в фирме 10 сотрудников, то хозяева всё это каждый день видят и могут сами решить, кто прав, а кто виноват, а если сотрудников 10 тысяч, то это нереально. В результате во всех больших фирмах есть отделы кадров, которые формулируют правила поведения и следят за их исполнением.

В теории это хорошо, но чем больше фирма, тем более сложным и бюрократических становится процесс. Например, как-то раз, когда я был руководителем проекта в большой фирме (как раз около 10 тысяч сотрудников), то я поймал одного своего подчинённого на лжи. Я это задокументировал и пошёл к своему начальству. Начальство вздохнуло и сказало, что, мол, это конечно, проблема, но если её поднимать, то надо будет идти в отдел кадров, начинать формальный процесс, обосновывать, бумаги писать и т.д. Так под сукно и положили.

Из-за этого многие фирмы, особенно большие, во многих случаях нанимают не сотрудников, а временных подрядчиков, на которых все эти правила не распространяются. Часто человека нанимают в качестве подрядчика, чтобы посмотреть, насколько он толковый, а через какое-то время предлагают ему постоянную позицию. Иногда это помогает избежать очень неприятных раскладов. Например, как-то раз мы чуть было не наняли человека, который оказался сумасшедшим.

Edited at 2018-07-22 05:52 pm (UTC)

Благодарю. Было очень интересно прочитать.

Рады стараться. Вообще это, наверное, проявления более общего правила -- трудно составить адекватное представление о жизни в других странах только на основании ознакомления с базовыми законами.

Да даже проживая в Канаде, вроде как территориально ну совсем близко, да и работая с американцами, я и то считал, что увольнения в штатах происходят как-то совсем легко. А оказывается, что не совсем так.

  • 1