Алексей Лопаткин (alexeylopatkin) wrote in pora_valit,
Алексей Лопаткин
alexeylopatkin
pora_valit

Бизнес-иммиграция во Францию и ресторанный бизнес в Париже.

Как известно, Франция не относится к тем странам, которые активно привлекают иммигрантов. Тем не менее, страна не закрыта «железным иммиграционным занавесом», пути переезда сюда существуют и они совершенно реальны.

Давайте для начала я сделаю краткий обзор самых популярных путей, которыми можно переехать во Францию.

Вариант «Деклассированный люмпен-пролетариат»: Пробраться в страну беженцем/нелегалом или въехать по туристической визе и не выезжать. Жить без документов и выезда пока не получишь заветный ВНЖ через непонятное количество времени, судов и инстанций.

Вариант «Семейный»: Найти во Франции очень близкого родственника (папу/маму/сына/дочку) или вступить в брак с гражданином/гражданкой Франции.



Вариант «Ценный специалист»: Устроиться на работу во Франции. Вариант очень непростой по той причине, что весьма сложно быть во Франции настолько ценным специалистом, что работодатель предпочтет иностранца французу.

Вариант «Студенческий»: Приехать в страну на учебу. Отучиться, а потом найти работу. Правда, найти работу – задача тоже сильно непростая. Но такой вариант все-таки проще «Ценного специалиста».

Вариант «Олигархический»: как легко догадаться, он несложный – были бы деньги, а вариантов, куда правильно вложить свои активы, чтобы получить заветный паспорт, вам предложат миллион.

И, наконец, рассматриваемый мною подробно вариант «Бизнес-иммиграции».

Для начала определимся с целью. Наша цель – паспорт. Поэтому все пути и визы, которые не позволят в конечном итоге получить паспорт, нами отвергаются. Как, например, вариант долгосрочной визы, на которую вы можете претендовать при приобретении жилья на территории Франции. Это не более чем «апгрейд-вариант» туристической визы. Такая виза не превратится в ВНЖ никогда.

Обычно промежуточный этап на пути к гражданству - десятилетний вид на жительство (хотя на паспорт можно подать и без него). Хоть он и называется «десятилетний», данный вид на жительство в реальности продляется автоматически. Отказать в его продлении вам никто не может, даже если вы бездомный и безработный. Аннулировать его могут только если вы по-крупному накосячили перед законом, но это же не про нас)). Поэтому можно сказать, что получив десятилетний ВНЖ, вы достигли своей цели и рано или поздно решите вопрос с получением паспорта. Это – дело техники и пары лет времени. Кстати, многие иммигранты особенно не парятся с получением паспорта – живут себе по десятилетнему ВНЖ и все.

Что же нужно, чтобы получить десятилетний вид на жительство? С одной стороны, все просто - для этого надо лишь прожить во Франции пять лет по «правильной» визе. Проблема в том, что туристические, студенческие и прочие подобные визы к «правильным» визам не относятся.  Визы, которые дадут вам возможность через пять лет проживания во Франции подать на ВНЖ, следующие:

1.  «Семейная» виза. Виза воссоединения с семьей или виза для супругов французских граждан.
2.  «Salarié». Виза наемного сотрудника
3.  «Commerçant». Виза предпринимателя. Выдается сроком на один год, затем ежегодно продляется.
4.  «Compétences et Talents».  Не смотря на  название, это по сути та же самая виза «Commerçant», только выдаваемая на три года. Чтобы претендовать на данную визу, ваш бизнес-проект должен как-то выделяться на фоне прочих стандартных проектов – вот, пожалуй, и вся разница.

Как следует из названия статьи, мы подробно рассматриваем вариант бизнес-иммиграции, поэтому наша задача – получить визу «Commerçant» или «Compétences et Talents» и прожить по ней пять лет. Ну а для этого, как вы понимаете, надо начать свое дело на территории Франции.

Итак, вы бизнесмен. Из тех, у которых больших миллионов нет, но что-то все же заработали, иначе нацелились бы на страну подешевле, нежели Франция. Так какова последовательность действий?

Отвечаю подробно на примере нашего опыта получения ВНЖ «Commerçant»  и ведения бизнеса во Франции - открытия винного ресторана/сырного магазина Fromagerie Danard: https://www.tripadvisor.com/Restaurant_Review-g187147-d8772707-Reviews-Fromagerie_Danard-Paris_Ile_de_France.html

Получить статус предпринимателя не сложно. Основные требования, по сути, таковы: вы должны открыть или купить реально работающий бизнес, в котором будет работать пара наемных сотрудников с французским гражданством на постоянном контракте CDI. Первоначально визу «Commerçant» вы можете получить лишь на основании проекта, то есть,  бизнес-плана, предварительного контракта на покупку бизнеса и прочего из разряда виртуального. Но, разумеется, если ваш изложенный на бумаге план в той или иной степени не реализуется, данную визу вам никто не продлит.

Казалось бы, требования простые и не очень затратные. А покупка / продажа бизнеса во Франции – процесс столь же отлаженный, как сделки с недвижимостью. Поэтому риски в процессе приобретения Fonds du Commerce (запомните это словосочетание, мы к нему еще вернемся) отсутствуют.  Так же, в отличие от России, здесь отсутствуют риски, связанные с внезапным изменением условий аренды. Если вы исправно платите по счетам, вас не только никто не может «попросить» с арендуемой площади в процессе контракта, но и не имеют права не продлить его в дальнейшем. И повысить стоимость аренды практически невозможно – все это очень серьезно регулируется законодательством. Короче говоря, если вы добросовестный арендатор – вы в домике. Закон железобетонно охраняет ваши интересы. Я уже молчу про какие-то наезды со стороны всевозможных инстанций с целью немного поотжимать бабла у коммерсантов – такое местным бизнесменам не приснится в самом страшном сне.

Но, разумеется, у всего есть обратная сторона. Нормальный закон в нормальной стране защищает не только арендаторов, но и арендодателей. Не только коммерсантов, но и наемных сотрудников. Поэтому проблема заключается в том, что как только вы купили бизнес – вы не сможете просто так ни съехать с арендуемого помещения, ни уволить сотрудников. Даже если бизнес пойдет в серьезный минус. Как говорится, «обидеть Таню может каждый – не каждый может убежать». Поэтому риск заключается в том, что если купленный вами бизнес будет работать в убыток, вы, говоря на жаргоне биржевых брокеров, просто технически не сможете «зафиксировать лося» малой кровью. У вас будет только две альтернативы: ежемесячно восполнять убытки бизнеса из собственного кармана неопределенное время или выходить из бизнеса, оплачивая колоссальные штрафы. И терять карту «Коммерсант». Для примера, стоимость «расставания по-хорошему» с добросовестным сотрудником, который находится на постоянном контракте CDI, приблизительно равна полуторагодовому окладу работника.

Даже если просуммировать две основные статьи расходов малого бизнеса - стоимость аренды и зарплаты сотрудников с учетом социальных отчислений, то получится неслабая ежемесячная сумма, которую ваш бизнес должен «отбивать». А это не так-то просто, учитываю гораздо более высокую конкуренцию практически в любой из областей по сравнению с Россией.  Кстати, стоимость аренды в Париже бодрит очень сильно (мы платим 50евро/м2/мес в хорошем районе), но именно парижский регион, по собственному опыту, я бы посоветовал в качестве начала жизни во Франции. В том числе по причине того, что адаптироваться и начать заниматься бизнесом иностранцу здесь значительно проще.

Если вы здравомыслящий человек, то все вышеописанную информацию вы найдете еще до переезда или на начальном этапе жизни во Франции. Соответственно, все риски будете полностью осознавать еще до начала процесса подбора бизнеса. И поэтому выбор бизнеса для вас (как и для нас в свое время) наверняка будет проблемой. Помимо вышеописанных рисков типа «вход рубль, выход – два» вы наверняка еще не знаете французский язык на должном уровне, а недопонимание в процессе общения с сотрудниками и по вопросам бизнеса – это риск. Это во-первых. А во-вторых, вы пока не знакомы с тонкостями ведения бизнеса во Франции, а они сильно отличаются от российских. Вы - иностранец, пока не знающий массы нюансов и способный наломать дров на ровном месте.

Из-за такого рода ситуации человек, приезжающий во Францию по визе предпринимателя, оказывается перед дилеммой. С точки зрения здравого смысла, перед тем, как начинать бизнес, первостепенная задача – учить непростой французский язык и разбираться, как социальные, государственные и бизнес-механизмы здесь работают. И только после этого человек разумный по-идее будет открывать свое дело. Но проблема в том, что в это же самое время статус коммерсанта обязывает открывать дело как можно скорее, иначе визу просто не продлят, поэтому деваться некуда и в бизнес приходится окунаться без должного количества знаний.

Каким же образом можно свести риски к минимуму в ситуации, когда знаний о бизнес-среде и о законах местного рынка у вас недостаточно, а «время жмет»? Первое, что приходит в голову (особенно когда мы говорим про ресторанный бизнес) – нанять управляющего.

И вот теперь давайте подробнее разберем ресторанную тематику с точки зрения доходности и управления.

Как я уже упоминал, в парижских ресторанах высокая стоимость аренды и высокие (по российским меркам) зарплаты сотрудников. Поэтому когда вы во Франции приходите в ресторан мест на 50-80, то с вероятностью близкой к 100% среди персонала ресторана будет сам хозяин заведения. Принять на работу управляющего, который будет грамотно и более-менее мотивированно управлять заведением, будет стоить 3-4 тысячи евро, что для небольшого заведения финансово сложно (хотя я знаю такие примеры). К тому же управляющий все равно будет отставать по мотивированности от хозяина и эффективность заведения будет ниже.

Если говорить о ресторанах со среднестатистической экономической эффективностью, то:

Критическая масса, при которой можно купить ресторан, в котором дела можно передать управляющему, а вы будете получать адекватную прибыль – это Fonds du Commerce стоимостью порядка миллиона евро. Это ресторан мест на 100 в хорошем месте. Доход с такого бизнеса составит около 10% годовых.

Если вы покупаете ресторанный бизнес стоимостью 500 тысяч и берете управляющего – ваш доход в процентном отношении стремительно падает и экономический смысл в таких вложениях чуть выше нуля.

Ну а если речь идет о небольшом заведении стоимостью 250-300 тысяч, то там управляющего взять экономически невозможно – заведение будет работать в минус. Поэтому управлять/работать надо либо самому, либо гадать, когда заведение без вашего присутствия загнется, ведь человеческая природа везде одинакова и в отсутствии чуткого дыхания начальника в затылок сотрудники нормально не работают ни в России, ни во Франции. И воруют тоже.

Мы поставили себе задачу купить бизнес с минимальными вложениями, но при этом обезопасить себя от описанных выше «рисков новоиспеченного иммигранта»: незнания бизнес-среды, специфики и слабого французского языка. Кроме того, мы изначально не задавались целью посвятить нашу жизнь ресторанному бизнесу. Бизнес создавался строго под ВНЖ и мы хотели, чтобы у нас были развязаны руки, чтобы была возможность и время спокойно определяться с нашей дальнейшей деятельностью во Франции. Соответственно, для достижения этих целей мы были готовы пожертвовать доходностью вложений. Задача, таким образом, была сформулирована так:

1.  Вложения должны быть минимальны и достаточны для получения ВНЖ
2.  Заведение должно иметь возможность функционировать без нашего постоянного присутствия
3.  Заведение должно приносить небольшую прибыль

Путь к решению вопроса запуска данного проекта мы увидели в привлечении компаньона. Человека, который бы хорошо знал и имел опыт в определенной области, хотел бы открыть свое дело и искал под это инвестиции.

Как вы понимаете, здесь я уже не могу дать универсального совета, каким образом искать компаньонов – это задача исключительно творческая и интуитивная. Но принцип простой: второй закон диалектики гласит, что количественные изменения рано или поздно переходят в качественные. Поэтому ищите, общайтесь, встречайтесь. У нас этот закон сработал, потенциальный компаньон с необходимым уровнем знаний был найден, а заведение – открыто.

Про сроки сказать надо отдельно. Найти хорошее предложение в Париже – задача непростая и на это уходят месяцы. Плюс все, что во Франции касается оформления документов, делается очень медленно. Поэтому у нас с момента начала поиска помещения до открытия заведения прошел практически год, и это абсолютно нормально.

Я уже упоминал выражение Fonds du Commerce. Это означает готовый, функционирующий бизнес «без стен», то есть без стоимости помещения, в котором данный бизнес находится. Но можно не покупать готовый бизнес, а создать его с нуля, как в нашем случае. Проблема лишь в том, что пустых помещений в Париже мало. Тем не менее, если вам повезло и вы нашли помещение, в котором никогда ничего не было – вы немного сэкономите, а также сразу делаете заведение «под себя», переделывать ничего не надо. С другой стороны, надо нарабатывать клиентскую базу и каким-то образом раскручивать заведение.

В нашем случае разница между затратами на создание бизнеса «с нуля» и покупкой готового подобного бизнеса составила приблизительно 15%.

Наши первоначальные вложения были следующие:
10'000   – залог за аренду помещения
12'000   – комиссия агента
9'000     – адвокат, оформление сделки и прочих документов
153'000 – ремонт и мебель
30'000   – оборудование
15'000   – первоначальные товарные остатки
Итого    – 229 000 евро

Можно было бы также сэкономить на ремонте, но опыт приходит не сразу.

На настоящий момент прошло полтора года с момента начала работы заведения и можно подвести итоги с точки зрения инвестирования и оценки рисков. Результат, с одной стороны, положительный: заведение функционирует, приносит небольшую прибыль и управляется мотивированным компаньоном. То есть самое главное – первый блин не комом.

Но есть копнуть чуть глубже – все не так просто. Бизнес-план и реальность оказались кардинально разными. Не смотря на опыт нашего компаньона, были допущены серьезные ошибки, которые могли совершенно реально похоронить заведение. Например, изначальная концепция заведения была ошибочна. То, что планировалось в качестве основной статьи дохода, оказалось слабым звеном, а дополнительная опция, наоборот, как ни странно, оказалась основной и «вытащила» бизнес. Но конечно же, однозначный плюс, в том, что теперь есть неоценимый опыт в данной сфере. Поэтому выводы делайте сами: бизнес есть бизнес и даже при взвешенном подходе есть шансы на неуспех.

Теперь давайте оценим время запуска бизнеса с момента вашего переезда:

Первый год уходит на то, чтобы хоть как-то начать понимать, по каким законам существует окружающее общество и учить язык – чем интенсивнее, тем лучше.

Следующий год вы посвятите запуску бизнеса. Год – просто потому, что здесь делается все очень небыстро. Подписание контракта на аренду, оформление прочих бумаг – все медленнее в разы. Объяснение простое: арендатор здесь защищен законом железно. Если ты следуешь правилам аренды, то не то что тебя выгнать из арендуемого помещения невозможно, так еще и поднять тебе арендную плату совершенно нереально. Поэтому арендодатель крайне серьезно подходит к выбору арендатора.

Ну и еще год вы будете наблюдать, как работает ваш бизнес, где вы ошиблись, где – нет. Проводить «тонкую настройку» и прочее. То есть, приобретать тот самый бесценный опыт, благодаря которому вы уже сможете вкладывать деньги не боясь ошибок.

Что у нас получилось? Три года. Если вы будете делать все очень быстро,  активно и вам повезет – уложитесь в два. Но на меньший срок рассчитывать нельзя – велик шанс наломать дров, чему мы были свидетелями не раз.

К чему я веду? Да к тому, что очень важно иметь достаточную финансовую подушку безопасности, чтобы эти два года просуществовать.

Для расчета «подушки безопасности» для начала давайте прикинем бюджет проживания во Франции. А точнее в «Подпарижье» - Ile De France, потому как цены в зависимости от района, могут отличаться значительно. Расчет делаем на примере семьи из четырех человек.

Итак, затраты в месяц:

1600-2000 – аренда квартиры. Жилье здесь недешевое. За эти деньги вы получите метров 60 в Париже в хорошем районе или метров 80 в районе средней руки или хорошем подпарижье.
Коммунальные платежи, телефоны, интернет и подобного рода расходы – 300 евро
Базовый набор продуктов в недорогом супермаркете – 450 евро
Одежда и прочие покупки – индивидуально, но если по минимуму, то 400 евро
Что касается затрат на развлечения (а зачем жить во Франции и тем более, Париже, если вы не можете себе их позволить?) – это, конечно, тоже индивидуально. Расклад по ценам такой:
Ресторан на двоих 70…150 евро, билет в театр / на концерт – от 25  до 150 евро в зависимости от «звездности» события. Давайте я приму эту статью расходов по минимуму за 500 евро, а вы уже откорректируете по своему усмотрению.
Если вы во Франции, то просто обязаны заложить бюджет на поездки и путешествия, потому как это необходимая статья расходов любой французской семьи. Вы же в самом центре Европы, в конце концов! Тоже приму эту статью за 500 евро ежемесячно, а вы можете ее откорректировать с учетом своих аппетитов.

Что еще добавить? Обучение детей – бесплатное. Пару сотен евро в год считать не будем. Дети ходят в школу по территориальному принципу. И это одна из основных причин выбирать хороший район проживания для пар с детьми. Разумеется, есть и частные, и международные школы, где ценник в районе 20-25 тысяч в год и даже выше, но мы же рассматриваем бюджетный вариант переезда, помните? Редко встречающийся вариант международной школы – это международная школа на базе государственной французской школы. Таких школ мало и конкурс туда весьма серьезный. Потому как цена более чем гуманная (нашим киндерам удалось поступить в такую школу и мы платим 4200 в год за ребенка), а образование – французское плюс сертификат об образовании той страны, на чье отделение ваши дети поступили.

Если принимаем вариант бесплатного образования, получим около 4000 евро в месяц. Подчеркну – это вариант близкий к минимуму, если смотреть с точки зрения уровня жизни среднего класса. С таким бюджетом чувствовать вы себя будете нормально, но по самому минимуму.

Давайте заодно развенчаю серьезное недоразумение насчет высоких французских налогов. Налоги здесь высокие только на высокий доход. Налоговая шкала прогрессивная, вычеты из налогооблагаемой базы серьезные. Поэтому при доходе на семью с двумя детьми с этих самых 4000 евро в месяц налогов вы заплатите ноль.  Именно ноль.

Но, если помните, все эти расчеты я делаю для калькуляции «подушки безопасности». Таким образом,  за два года это получится 96000 евро. Прибавьте стоимость переезда и обустройства (тысяч 20). Плюс неприятный момент – при съеме квартиры агенство у вас попросит документы, подтверждающие ваш доход на территории Франции (ну как минимум, на территории ЕС), а если таковой нет, то с вас потребуют годовую банковскую гарантию. Это означает, что банк заморозит сумму, равную годовой аренде «на всякий случай». То есть, еще примерно 20 тысяч.

Таким образом, чтобы переехать во Францию, семье с двумя детьми надо иметь подушку в 140 000 евро на первые два года помимо денег, запланированных на покупку бизнеса. Если вы идете таким же путем, что и мы – то есть, путем минимизации расходов, то минимальная стоимость бизнеса будет порядка 250 000 евро. Итого 390 000, если уложитесь в два года.

Через два года, таким образом, при грамотном подходе и отсутствии серьезных ошибок, вы решите вопрос вида на жительство, получите функционирующий бизнес и научитесь худо-бедно общаться по-французски, если будете активно его изучать.

И, самое главное - вы приобретете опыт ведения бизнеса во Франции, какой и приобрела моя супруга, которая, собственно, и занималась данным проектом. А опыт, в свою очередь, уже позволит вам либо расширять первоначальный проект, превращая его из «проекта для ВНЖ» в «проект приносящий деньги». Либо заняться другими, так как за это время у вас уже накопятся необходимые знания, умения и связи.

Вы, конечно, можете вложить деньги сразу в бизнес, в разы превышающий описанный в надежде на соответствующий доход. Да только в Париже 13000 ресторанов. Конкуренция немыслимая для города с населением 2.5 млн человек. Завысить бизнес - показатели перед продажей грамотные владельцы могут и без опыта это не «просечь». Упустить ключевые моменты новичку тоже легко. Печальные примеры таковых вложений наших соотечественников приводить здесь не буду, но их достаточно. В любом случае, стратегию выбирать вам, а я лишь привел свои взгляды и наш семейный опыт.

Долго? Дорого? Возможно. Только я никогда и не писал, что во Франции все легко и просто. Здесь выбор за вами. Ну и если есть какие-то вопросы – пишите, с удовольствием ответим. lopatkin@list.ru

Оригинал здесь: http://alexeylopatkin.livejournal.com
Tags: Франция, бизнес, инструкция, как свалить
Subscribe
promo pora_valit апрель 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →