Некоторые ваши коллеги считают, что говорить об утечке мозгов, как это было в 1990-е годы, сегодня некорректно. Происходит интеллектуальная циркуляция. Россияне едут в Германию, а немецкие специалисты — в Россию.
О циркуляции можно говорить в Европе, где фактически нет границ. Между США и Канадой, даже между Индией и США, Китаем и США. Циркуляция означает, что есть поток исходящий и есть поток обратный — и человеческих ресурсов и денег. В прошлом году из Малайзии в Китай было переведено несколько десятков миллиардов долларов. И с этими деньгами туда же пришли технологии. В России этого нет в принципе. Допустим, на обучение физика мы потратили за всю его жизнь миллион долларов. И вот он уехал. Где формируется добавленная стоимость на его изобретения? На Западе. Налоги — там же. О циркуляции говорят в основном в тех странах, которые активно принимают мигрантов. Для них такая формулировка приятней, чем «выкачивание мозгов». Американцы, например, ее особенно любят. Хотя США — глобальный пылесос. Собирает в себя лучший человеческий капитал со всего мира, в том числе и из России. Обратного потока инвестиций и людей мы оттуда не наблюдаем. Мы несем прямые убытки.
Американцы с пистолетом у виска никого не заставляют к себе переезжать. Просто создают условия. А что нам-то делать? Границы прикрыть?
Это путь в никуда. Нужно работать над альтернативой здесь. Нужны новые производства с большой добавленной стоимостью. Тогда появятся другие возможности у наших инженеров, программистов, появятся социальные лифты. Все лежит в экономике и диверсификации.
Недавно в социальных сетях обсуждали новость о том, что детям чиновников могут запретить учиться за границей. Это поможет?
Это уже проблема из другой плоскости. Речь идет о национальной безопасности. Представьте, что у какого-то высокопоставленного сотрудника Минобороны или другой госструктуры ребенок живет в за границей. В такой ситуации у наших «партнеров» появляется рычаг давления. А в случае конфронтации отношений это немыслимо.
То есть в других странах дети высокопоставленных государственных деятелей обязаны жить в стране родителей?
Не знаю. Но если человек занимает высокий государственный пост, а сюда я отношу и депутатов Госдумы, и сенаторов, и губернаторов, он должен верить в будущее своей страны. Знать, что от его решений будет зависеть будущее его детей. Политики, госслужащие еще в начале карьеры обязаны принять решение — пойдут ли они вверх по государственной лестнице. И если да, то их семьи должны жить в России.
«Отъезд этих людей — серьезная потеря» Экономист Александр Гребенюк о том, кто, куда и почему уезжает из России
Community Info
дватеперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…