?

Log in

No account? Create an account
Поросенок Петр

pora_valit


Пора валить? Все об эмиграции.


Previous Entry Share Next Entry
Мнение про обучение программированию там и сям
Work
penetrat0r wrote in pora_valit
Просто перепощу с Башорга/Задолба.ли:

Позвольте представиться: сволочь. Та самая сволочь, что не давала студентам учиться. Да, я как раз тот самый препод, который ни дня не работал по специальности официально, а с момента своего выпуска с матфака провинциального вуза в нём (и ещё паре вузов города) преподавал. Да, именно я вёл те самые предметы, которые 99 процентам студентов-программистов не пригодятся никогда. А именно: операционные системы; информатика; администрирование Unix-систем; параллельное и распределённое программирование и многое-многое другое из сферы прикладной математики, стандарты которой как раз на ВМК и рождаются. Что характерно, все эти курсы соответствовали своим западным аналогам (за исключением информатики — это был аналог CS 161 Design and Analysis of Algorithms). И что же я получил за более чем десять лет довольно тяжёлой и упорной работы?

Со стороны общества: ушаты помоев на мою профессию из средств массовой информации всех сортов, тотальная и катастрофическая тупизна абитуриентов (те, кто вылетал десять лет назад, ныне были бы в верхней трети групп) и осторожность при ответе на вопрос: «Кем работаешь?»

....

Со стороны студентов: твёрдое убеждение, что всё это никогда им не будет нужно, потому как они уже со второго курса деньги зарабатывают на разных сайтах и известной бухгалтерской программе, и ушаты помоев на мою профессию на форумах сех мастей. Что интересно, каждый раз при попытке узнать детали на тех самых форумах в конечном итоге всё сводится только к общим фразам «Не тому учат» и «Не так учат».

Со стороны благодарного руководства вуза: удвоение количества отчётов каждый год, несметное количество бумажек на самое простейшее действие, запрет на отчисление студентов (я не знаю, каким дебилом надо быть, чтобы быть отчисленным из вузов моего города-миллионника) с одновременным требованием высокого уровня знаний у студентов, обязанность обеспечивать абитуриентов вузу и искреннее недоумение, почему преподаватели сами деньги не платят за возможность работы в таком престижном месте. А также требования наладить выпуск специалистов, востребованных работодателями. Практически своими силами, да, без привлечения сторонних средств. Для всех работодателей города, от ларька по продаже софта до химических и металлургических заводов. Но с обязательным согласованием с юристами, экономистами и прочими бюрократами, которых, по недавним сообщениями, в моем вузе оказалось 60% от общего числа работающих.

За всё это счастье (работа на полторы ставки плюс всякие гранты и подработки) мои общие доходы находились в районе 30 тысяч рублей в месяц — это почти в два раза выше средней зарплаты по городу. Взятки на факультете, как ни удивительно это будет для многих, не берут (а те немногие преподаватели гуманитарных факультетов, что думали брать, как у себя на факультетах, нещадно караются деканом), репетиторство студентов я считаю грязным делом. И что интересно, те самые студенты, которых все эти годы не так и не тому учили, после выпуска ожидают (и в большинстве своём получают) зарплату в 20—25 тысяч. Для начала на первые полгода-год. Если сразу в Москву не уезжают на московские оклады.

К чему я это? Да к тому, что в прошлом году после особенно густой волны помоев на преподавателей (и с экранов телевизоров, и со стороны студентов с ректоратом на весь мой факультет, и со стороны работодателей) я окончательно понял: а ведь правы студенты и работодатели. Не нужно тому, что в России называется программистом, всё это. Зачем студенту, с первого курса работающему с жёлтой программой на уровне «установить и нажать кнопочку, а потом прийти раз в месяц обновить конфигурацию или показать бухгалтеру, куда нажать», знать Haskell и Linux? Зачем ему и им подобным знания об устройстве ядра ОС и умение написать свой язык программирования с компилятором? Зачем ему умение писать распределённые программы, способные работать в гетерогенных системах? Да и вообще в 99% случаев высшее образование в России не нужно, а нужно знание определённого ремесла.

И после того, как я это понял, согласился я на очередное приглашение поработать вне стен родного вуза. Зачем насиловать и общество, и студентов, и себя тоже? Теперь я работаю в некоей лаборатории в Техасе, США. Тут очень пригодились и мои сертификаты от Red Hat и Sun, и кластер мне подогнали с CUDA, чтобы мои навыки по параллельному/распределённому программированию не простаивали. Правда, мои навыки по решению задач CFD здесь не нужны, но ничего не поделать: в другой области теперь работаю, практически в биологии. Но математика нужна по прежнему, без неё никуда. Денег больше, а работы всего на 25% от того объёма, что был в России, не говоря уже про все остальные блага.

Прежняя кафедра моя закрылась через полгода. Студенты некоторые всплывали потом, жалели о моём отъезде. Кое-кто извинялся за то, что где-то когда-то обобщал частные случаи на всех, и, возможно, я принял это на свой счёт.

А тут появилась у меня возможность сравнить: посмотреть на то, как в UT и MIT (оба входят в десятку лучших вузов мира) студентов учат. Так вот, учёба по 12 часов в день без выходных — это норма. Практически полное отсутствие лабораторных и семинаров в нашем понимании — это норма. И принцип «Мы не обязаны вас учить и обьяснять, как и что делать; мы даём вам возможность учиться самим» — это тоже норма. Не учат в этих двух университетах конкретному языку. Да и не возятся здесь так со студентами, как в российских вузах. Бросают на произвол судьбы по российским меркам.

Так вот, жалобы студентов на качество образования раньше меня удивляли. Но теперь я могу с полной уверенностью сказать: проблема вузов России в том, что от них требуют решения задач колледжа и техникума, если не школы. Но денег при этом больше не дают — напротив, уменьшают с каждым годом. А высшее образование в России перестало быть высшим. Почему-то люди забывают, что не все способны учиться, да и не везде оно нужно, хоть и требуется.

А кто меня задолбал? Да никто не задолбал, просто захотелось высказаться.

http://zadolba.li/story/6461

promo pora_valit april 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…

  • 1
Если программист с "высшим образованием" не ориентируется в UNIX, не знает что такое что такое "семафор" или что такое OSI модель - он просто ЧМО позорящее профессию. Таких "программистов" надо гнать ссаными тряпками.

И хватит ныть. Учитесь учиться самостоятельно.

Если он работает на крупные конторы, ориентированные исключительно на Microsoft-технологии, нафига ему unix? Кстати, в редких вузах он вообще есть - у нас было по выбору, да и то совсем чуть-чуть. Не учат, в отличие от модели OSI. А многопоточности не учат вообще. Ну или мне так "повезло" с вузом)) Так что насчет высшего я бы на вашем месте не была столь категорична. Конечно, надо учиться самостоятельно, тут я согласна на все 100%. Но зачем тогда вообще вышка?
У меня на прошлом месте работы начальник был вообще без высшего, а знаний больше чем у всех остальных.

Человек с высшим образованием от самоучки и недоучки отличается
- широким кругозором
- систематичностью знаний
- хорошей памятью на знания
- тренированным инженерным мышлением
Все это вместе позволяет эффективно решать широкий круг задач, заниматься сложными архитектурами.

А крутому перцу из "крупной конторы, ориентированной исключительно на Microsoft-технологии" наверно и таблица умножения нинафига. 2х2 можно нагуглить.

>> Но зачем тогда вообще вышка?
Затем, что человек сам себе не судья. Обязательно нужен кто-то, кто контролирует знания и навыки.

Полный бред. Кругозор зависит от начитанности человека, то есть от склада его мышления.
Систематичность знаний по большей части достигается самообразованием и опытом - в вузах дается крайне редко.
Хорошая память смотрите выше.
Тренированное инженерное мышление у программиста развивается по большей части от решения множества сложных задач что опять же дается не вузом а работой в нужной сфере.

Ваш пост просто набор штампов и не более.

Еще раз попытаюсь донести простую мысль: в вузе не учат всему тому, что может пригодиться в работе.

Невозможно предугадать, чем человек будет заниматься в ближайшие 30 - 40 лет своей активной трудовой деятельности.
В вузе учат учиться и дают систематическую базу знаний, на основе которой человек может ориентироваться, выполнять простые задачи и повышать квалификацию в конкретной, нужной ему области.
Кроме того, в вузе человек учиться работать в коллективе и с дисциплиной.

Вы можете учиться самостоятельно. Сколько угодно.
Но вами упомянутые "самообразование с опытом и начитанностью", поверьте, гораздо легче даются человеку тренированному читать много и систематично, и сдавать знания на оценку.

Мой пост - опыт человека с двумя высшими техническими образованиями и 15 лет работы в ИТ.

Попытаюсь донести до вас простую мысль, если ваш опыт стоит чего либо вы поймете. 1.Любая информация которая не исполбзуется более года стремительно забывается и по сути кпд обучения знаниям которые не необходимы в ближайшем будещем стремится к нулю.
2.Для обучения дисциплине и умению работать в команде вуз, уж поверьте, намного худший учитель нежели стажировка у нормального работодателя.
3.Тренировкачитать много и систематично как правило дается отнюдь не в вузе а в намного более раннем возрасте, разумеется для особо заторможенных индивидуумов с замедленным развитием это нелишнее, НО таким индивидуумам стоит подумать о карьере грузчика или дворника, а никак не о вузе.

Вы пытаетесь доказать абсурдную логическую цепочку согласно которой стоит обучать вообще всему в вузе так как никто не знает чем он будет заниматься лет через 30-40 - строить или теоретической физикой заниматься.

1. Забывается конкретика. А база остается.
Вот например меня учили программировать в России на Turbo Pascal, а в Норвегии на Java.
И действительно, я не пользовался ни тем ни другим и с тех времен конкретику забыл.
Однако на этой базе я освоил C++, C#, PHP, JavaScript.

2. Не возьмут к "нормальному работодателю" человека без опыта и без образования. Потому что есть и с тем и с другим.
А берут работать, а не учить.

3. >> .Тренировка читать много и систематично как правило дается отнюдь не в вузе а в намного более раннем возрасте.
В школе что ли? В школе читают простой учебник. В лучшем случае.

Я пытаюсь не доказать. А рассказать вам о пользе ВО.
Системе высшего образования несколько сотен лет, и оно в моей защите не нуждается.


1.Для базы достатчно одного языка который прграммист осваивает в процессе обучения, это позволяет достаточно легко освоить иные.
2.Да ну? сказачки рассказываете? Любой нормльный работодатель когда берет человека из вуза рассчитывает что его придется во многом доучивать а во многом переучивать.
3.Уважаемый если для вас мир исчерпывается школой и вузом мне вас искренне жаль.

Вы рассказвать пытайтесь с высоких трибун, тут вы не более чем один из многих обсуждающих и на веру от вас никто ничего принимать не обязан, изволте доказывать свои утверждения.
Вобщем бредьте дальше, звучит глупо и забавно для любого кто видел своими глазами то о чем вы рассказываете.

  • 1