?

Log in

No account? Create an account
Поросенок Петр

pora_valit


Пора валить? Все об эмиграции.


Previous Entry Share Next Entry
Мнение про обучение программированию там и сям
Work
penetrat0r wrote in pora_valit
Просто перепощу с Башорга/Задолба.ли:

Позвольте представиться: сволочь. Та самая сволочь, что не давала студентам учиться. Да, я как раз тот самый препод, который ни дня не работал по специальности официально, а с момента своего выпуска с матфака провинциального вуза в нём (и ещё паре вузов города) преподавал. Да, именно я вёл те самые предметы, которые 99 процентам студентов-программистов не пригодятся никогда. А именно: операционные системы; информатика; администрирование Unix-систем; параллельное и распределённое программирование и многое-многое другое из сферы прикладной математики, стандарты которой как раз на ВМК и рождаются. Что характерно, все эти курсы соответствовали своим западным аналогам (за исключением информатики — это был аналог CS 161 Design and Analysis of Algorithms). И что же я получил за более чем десять лет довольно тяжёлой и упорной работы?

Со стороны общества: ушаты помоев на мою профессию из средств массовой информации всех сортов, тотальная и катастрофическая тупизна абитуриентов (те, кто вылетал десять лет назад, ныне были бы в верхней трети групп) и осторожность при ответе на вопрос: «Кем работаешь?»

....

Со стороны студентов: твёрдое убеждение, что всё это никогда им не будет нужно, потому как они уже со второго курса деньги зарабатывают на разных сайтах и известной бухгалтерской программе, и ушаты помоев на мою профессию на форумах сех мастей. Что интересно, каждый раз при попытке узнать детали на тех самых форумах в конечном итоге всё сводится только к общим фразам «Не тому учат» и «Не так учат».

Со стороны благодарного руководства вуза: удвоение количества отчётов каждый год, несметное количество бумажек на самое простейшее действие, запрет на отчисление студентов (я не знаю, каким дебилом надо быть, чтобы быть отчисленным из вузов моего города-миллионника) с одновременным требованием высокого уровня знаний у студентов, обязанность обеспечивать абитуриентов вузу и искреннее недоумение, почему преподаватели сами деньги не платят за возможность работы в таком престижном месте. А также требования наладить выпуск специалистов, востребованных работодателями. Практически своими силами, да, без привлечения сторонних средств. Для всех работодателей города, от ларька по продаже софта до химических и металлургических заводов. Но с обязательным согласованием с юристами, экономистами и прочими бюрократами, которых, по недавним сообщениями, в моем вузе оказалось 60% от общего числа работающих.

За всё это счастье (работа на полторы ставки плюс всякие гранты и подработки) мои общие доходы находились в районе 30 тысяч рублей в месяц — это почти в два раза выше средней зарплаты по городу. Взятки на факультете, как ни удивительно это будет для многих, не берут (а те немногие преподаватели гуманитарных факультетов, что думали брать, как у себя на факультетах, нещадно караются деканом), репетиторство студентов я считаю грязным делом. И что интересно, те самые студенты, которых все эти годы не так и не тому учили, после выпуска ожидают (и в большинстве своём получают) зарплату в 20—25 тысяч. Для начала на первые полгода-год. Если сразу в Москву не уезжают на московские оклады.

К чему я это? Да к тому, что в прошлом году после особенно густой волны помоев на преподавателей (и с экранов телевизоров, и со стороны студентов с ректоратом на весь мой факультет, и со стороны работодателей) я окончательно понял: а ведь правы студенты и работодатели. Не нужно тому, что в России называется программистом, всё это. Зачем студенту, с первого курса работающему с жёлтой программой на уровне «установить и нажать кнопочку, а потом прийти раз в месяц обновить конфигурацию или показать бухгалтеру, куда нажать», знать Haskell и Linux? Зачем ему и им подобным знания об устройстве ядра ОС и умение написать свой язык программирования с компилятором? Зачем ему умение писать распределённые программы, способные работать в гетерогенных системах? Да и вообще в 99% случаев высшее образование в России не нужно, а нужно знание определённого ремесла.

И после того, как я это понял, согласился я на очередное приглашение поработать вне стен родного вуза. Зачем насиловать и общество, и студентов, и себя тоже? Теперь я работаю в некоей лаборатории в Техасе, США. Тут очень пригодились и мои сертификаты от Red Hat и Sun, и кластер мне подогнали с CUDA, чтобы мои навыки по параллельному/распределённому программированию не простаивали. Правда, мои навыки по решению задач CFD здесь не нужны, но ничего не поделать: в другой области теперь работаю, практически в биологии. Но математика нужна по прежнему, без неё никуда. Денег больше, а работы всего на 25% от того объёма, что был в России, не говоря уже про все остальные блага.

Прежняя кафедра моя закрылась через полгода. Студенты некоторые всплывали потом, жалели о моём отъезде. Кое-кто извинялся за то, что где-то когда-то обобщал частные случаи на всех, и, возможно, я принял это на свой счёт.

А тут появилась у меня возможность сравнить: посмотреть на то, как в UT и MIT (оба входят в десятку лучших вузов мира) студентов учат. Так вот, учёба по 12 часов в день без выходных — это норма. Практически полное отсутствие лабораторных и семинаров в нашем понимании — это норма. И принцип «Мы не обязаны вас учить и обьяснять, как и что делать; мы даём вам возможность учиться самим» — это тоже норма. Не учат в этих двух университетах конкретному языку. Да и не возятся здесь так со студентами, как в российских вузах. Бросают на произвол судьбы по российским меркам.

Так вот, жалобы студентов на качество образования раньше меня удивляли. Но теперь я могу с полной уверенностью сказать: проблема вузов России в том, что от них требуют решения задач колледжа и техникума, если не школы. Но денег при этом больше не дают — напротив, уменьшают с каждым годом. А высшее образование в России перестало быть высшим. Почему-то люди забывают, что не все способны учиться, да и не везде оно нужно, хоть и требуется.

А кто меня задолбал? Да никто не задолбал, просто захотелось высказаться.

http://zadolba.li/story/6461

promo pora_valit april 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…

  • 1
"Это не просто полезно, это совершенно необходимо знать программисту."

100% правильно. Есть разница между code monkeys (наборщики), которых под временный проект нанимают дюжиной, и теми, кто создает основу, ядро, инфраструктуру продукта - будь то OS, база данных, или что то поменьше.

О боже, ну расскажите мне, как знание ОС, информатики в том виде как ее преподают, администрирование и так далее поможет создать архитектуру БД. В самых крайних случаях, связанных с большими объемами данных и организацией хранения и внутренних процессов работы базы, некоторые нюансы можно просто запомнить.
Для этого не обязательно изучать все вышеперечисленное. Я вот изучала. Но увы, не пригодилось.

Да объясню - это элементарно.

Не знаю, чем вы занимаетесь, поэтому скажу навскидку. Скорее всего вы застряли в каком нибудь бесконечном гуане типа J2EE, БД или 1C, или пописываете однообразные унылые сайты.

У нас стартап (в Сан Франциско), народу мало, и одному человеку приходится делать очень многое: от написания модуля для линуксового ядра и плагинов для файловой системы (fuse, если слышали), до архитектуры той же БД, сервера с поддержкой RTCP, написания сайта (js, ajax,... стандартно), плагина для браузеров, не считая банального сисадминства, которое ожидается, что умеет каждый. Недавно пришлось писать синтаксический анализатор + интерпретатор, который теперь будет разрабатываться дальше. Математические знания - статистика, включая байеса и марковские цепи - тоже очень желаемые вещи, так же как и умение быстро разобраться в исходниках какого нибудь проекта open source. Теперь мы потихоньку начинаем нанимать более "однобоких" специалистов - на зарплату.

Еще пример: подумайте, какие технологии требуется знать для создания сервиса типа DropBox (dropbox.com), который еще недавно был стартапом и которого недавно хотел купить Apple за немалые бабки, и что должны уметь те несколько человек, которые его начали при инвестиции всего в несколько десятков тысяч долларов (это очень мало).

Мой школьный приятель, с другой стороны, был невыразимо рад "удаче", когда недавно устроился в IT отдел РЖД в одном из замкадных городов, где ему приходится заниматься всякой фигней типа вытягивания из базы данных бесконечных недельных, месячных и годовых финансовых отчетов. Унылое-Г! Мрак! (Хотя зарплата неплохая.) Зря учился? А я скажу - зря он там сидит.

В серьезных конторах (если это не стартап из двух-трех человек) каждый занимается своим делом - программист клиенткой части программирует клиентскую часть, программист серверной части программирует серверную часть, программист баз данных программирует базы данных, тестировщик тестирует, админ администрирует, техпис пишет техническую документацию. И это считается правильной организацией рабочего процесса - когда каждый занят своим (любимым!) делом и чрезвычайно в нем хорош.
А когда "и швец, и жрец, и на дуде игрец" - это подход для тех, кто хочет (или организует) свой стартап/бизнес, а денег мало, поэтому нанять узких специалистов не имеют возможности. Некоторые просто повернуты на идее сделать из говна конфетку, что логично - особенно с нашим менталитетом (вложил чуть-чуть "отпустил пойманную щуку/рыбку/конька-горбунка" - получил кучу халявы "исполнение всех желаний/принцессу и полцарства впридачу). К слову, получается это далеко не у всех, а хорошо если у 1%.
Но, представьте себе, это нужно далеко не всем. Некоторые предпочитают спокойно, без переработок, дедлайнов и рисков просто каждый день ходить на любимую работу и заниматься любимым делом - каким-то одним. А не тем, чем вынужден, потому что кроме тебя больше некому и каждая копейка на счету.

"В серьезных конторах каждый занимается своим делом"

Обучая, вернее знакомя, со всеми сторонами данной профессии, ВУЗ дает также проф ориентацию. Ведь вы не знаете со школьной скамьи, что вообще творится в индустрии, и главное - что вам понравится делать. Кроме того, вы не сможете 100% предсказать, чем именно продется заниматься, учитывая, что эта область очень живая и быстро развивается. Мне, например, очень нравились Лисп и Пролог, и я хотел заниматься экспертными системами и искуственным интеллектом. Индустрия к этому еще не созрела (и эти два языка ошибочно считаются устаревшими), поэтому приходится ПОКА заниматься другими, хотя и не менее интересными делами - с которыми так же познакомили в университете.

Поэтому, не жалуйтесь, что вас учат "ненужным" вещам - это неверно. Все нужно. Позавчера был нужен Фортран и Кобол, вчера - JavaScript и БД, а завтра - те же Бэйесовские сети. Вернее, уже сегодня.

"Мне, например, очень нравились Лисп и Пролог, и я хотел заниматься экспертными системами и искуственным интеллектом." - согласна, я тоже, но этому в вузе (у нас) не учат. А Фортрану, например, учат. Ну вот кому в наше время он нужен?
Я не против того, чтобы давали глубинные теоретические знания, которые могут и не пригодиться, но практически не устаревают.
Но прикладное и заведомо устаревшее типа Фортрана? При этом про JS/PHP/Oracle/J2EE/1C/Linux/что там еще сейчас популярно - ни слова, это разве нормально? Я все-таки за то, чтобы образование было актуальным реальности - хотя бы в области практических знаний и умений.

"А Фортрану, например, учат."

О, боже! Неужели до сих пор!!?

У нас учили Паскалю в то время, как C был на вершине популярности. А преподы еще придумали какое то оправдание...

Но то, что сейчас популярно - дам несколько наводок: это Clojure, Dart, и JavaScript server side (Node.js), не считая Python/Ruby - надо осваивать самостоятельно, как раз используя базовые знания из вуза. Так было и с C в то время.


"Некоторые предпочитают спокойно, без переработок, дедлайнов и рисков просто каждый день ходить на любимую работу и заниматься любимым делом - каким-то одним."

Увы, так вы всю жизнь будете заниматься составлением финансовых отчетов. А что - это ремесло, дающее хлеб.

Если ваш подход - "научите меня чему нибудь, чтобы была спокойная работа с 9 до 5" - то ПОЖАЛУЙСТА не реформируйте ничего в системе высшего образования, потому как она заточена не под вас.

Согласитесь, можно писать картины так, что это будет искусством. И даже в выставках участвовать. И даже если это мазня хуем (простите) или "инсталляция" из мусора - в определенных кругах это тоже будет искусством.
А можно быть ремесленником и клепать карикатуры на Арбате. Так ведь и карикатуры можно рисовать настолько от души и с чувством, что это станет искусством - хотя бы в сердце автора и его модели. Во всех четырех случаях по сути один и тот же процесс. Вопрос в восприятии себя и подходе к делу.
Для меня моя работа - не ремесло, я ей и дома занимаюсь, а заодно в выходные и по вечерам детей учу тому же, что умею сама (за копейки, кстати). Даже если мне перестанут платить зарплату, я все равно продолжу этим заниматься. Но без спешки и без истерик, тогда, когда мне это удобно, а не когда стартап-босс велит, иначе вы минутку позже запуститесь и на копеечку меньше заработаете.
И если вы не видите удовольствия в организации отчетов/запросов/автоматизаций/оптимизаций, это не значит, что для остальных это обязательно "увы". Для некоторых это "ура")

  • 1