?

Log in

No account? Create an account
Поросенок Петр

pora_valit


Пора валить? Все об эмиграции.


Previous Entry Share Next Entry
Мнение про обучение программированию там и сям
Work
penetrat0r wrote in pora_valit
Просто перепощу с Башорга/Задолба.ли:

Позвольте представиться: сволочь. Та самая сволочь, что не давала студентам учиться. Да, я как раз тот самый препод, который ни дня не работал по специальности официально, а с момента своего выпуска с матфака провинциального вуза в нём (и ещё паре вузов города) преподавал. Да, именно я вёл те самые предметы, которые 99 процентам студентов-программистов не пригодятся никогда. А именно: операционные системы; информатика; администрирование Unix-систем; параллельное и распределённое программирование и многое-многое другое из сферы прикладной математики, стандарты которой как раз на ВМК и рождаются. Что характерно, все эти курсы соответствовали своим западным аналогам (за исключением информатики — это был аналог CS 161 Design and Analysis of Algorithms). И что же я получил за более чем десять лет довольно тяжёлой и упорной работы?

Со стороны общества: ушаты помоев на мою профессию из средств массовой информации всех сортов, тотальная и катастрофическая тупизна абитуриентов (те, кто вылетал десять лет назад, ныне были бы в верхней трети групп) и осторожность при ответе на вопрос: «Кем работаешь?»

....

Со стороны студентов: твёрдое убеждение, что всё это никогда им не будет нужно, потому как они уже со второго курса деньги зарабатывают на разных сайтах и известной бухгалтерской программе, и ушаты помоев на мою профессию на форумах сех мастей. Что интересно, каждый раз при попытке узнать детали на тех самых форумах в конечном итоге всё сводится только к общим фразам «Не тому учат» и «Не так учат».

Со стороны благодарного руководства вуза: удвоение количества отчётов каждый год, несметное количество бумажек на самое простейшее действие, запрет на отчисление студентов (я не знаю, каким дебилом надо быть, чтобы быть отчисленным из вузов моего города-миллионника) с одновременным требованием высокого уровня знаний у студентов, обязанность обеспечивать абитуриентов вузу и искреннее недоумение, почему преподаватели сами деньги не платят за возможность работы в таком престижном месте. А также требования наладить выпуск специалистов, востребованных работодателями. Практически своими силами, да, без привлечения сторонних средств. Для всех работодателей города, от ларька по продаже софта до химических и металлургических заводов. Но с обязательным согласованием с юристами, экономистами и прочими бюрократами, которых, по недавним сообщениями, в моем вузе оказалось 60% от общего числа работающих.

За всё это счастье (работа на полторы ставки плюс всякие гранты и подработки) мои общие доходы находились в районе 30 тысяч рублей в месяц — это почти в два раза выше средней зарплаты по городу. Взятки на факультете, как ни удивительно это будет для многих, не берут (а те немногие преподаватели гуманитарных факультетов, что думали брать, как у себя на факультетах, нещадно караются деканом), репетиторство студентов я считаю грязным делом. И что интересно, те самые студенты, которых все эти годы не так и не тому учили, после выпуска ожидают (и в большинстве своём получают) зарплату в 20—25 тысяч. Для начала на первые полгода-год. Если сразу в Москву не уезжают на московские оклады.

К чему я это? Да к тому, что в прошлом году после особенно густой волны помоев на преподавателей (и с экранов телевизоров, и со стороны студентов с ректоратом на весь мой факультет, и со стороны работодателей) я окончательно понял: а ведь правы студенты и работодатели. Не нужно тому, что в России называется программистом, всё это. Зачем студенту, с первого курса работающему с жёлтой программой на уровне «установить и нажать кнопочку, а потом прийти раз в месяц обновить конфигурацию или показать бухгалтеру, куда нажать», знать Haskell и Linux? Зачем ему и им подобным знания об устройстве ядра ОС и умение написать свой язык программирования с компилятором? Зачем ему умение писать распределённые программы, способные работать в гетерогенных системах? Да и вообще в 99% случаев высшее образование в России не нужно, а нужно знание определённого ремесла.

И после того, как я это понял, согласился я на очередное приглашение поработать вне стен родного вуза. Зачем насиловать и общество, и студентов, и себя тоже? Теперь я работаю в некоей лаборатории в Техасе, США. Тут очень пригодились и мои сертификаты от Red Hat и Sun, и кластер мне подогнали с CUDA, чтобы мои навыки по параллельному/распределённому программированию не простаивали. Правда, мои навыки по решению задач CFD здесь не нужны, но ничего не поделать: в другой области теперь работаю, практически в биологии. Но математика нужна по прежнему, без неё никуда. Денег больше, а работы всего на 25% от того объёма, что был в России, не говоря уже про все остальные блага.

Прежняя кафедра моя закрылась через полгода. Студенты некоторые всплывали потом, жалели о моём отъезде. Кое-кто извинялся за то, что где-то когда-то обобщал частные случаи на всех, и, возможно, я принял это на свой счёт.

А тут появилась у меня возможность сравнить: посмотреть на то, как в UT и MIT (оба входят в десятку лучших вузов мира) студентов учат. Так вот, учёба по 12 часов в день без выходных — это норма. Практически полное отсутствие лабораторных и семинаров в нашем понимании — это норма. И принцип «Мы не обязаны вас учить и обьяснять, как и что делать; мы даём вам возможность учиться самим» — это тоже норма. Не учат в этих двух университетах конкретному языку. Да и не возятся здесь так со студентами, как в российских вузах. Бросают на произвол судьбы по российским меркам.

Так вот, жалобы студентов на качество образования раньше меня удивляли. Но теперь я могу с полной уверенностью сказать: проблема вузов России в том, что от них требуют решения задач колледжа и техникума, если не школы. Но денег при этом больше не дают — напротив, уменьшают с каждым годом. А высшее образование в России перестало быть высшим. Почему-то люди забывают, что не все способны учиться, да и не везде оно нужно, хоть и требуется.

А кто меня задолбал? Да никто не задолбал, просто захотелось высказаться.

http://zadolba.li/story/6461

promo pora_valit апрель 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…

  • 1
Вообще-то 99% программёров во всём мире занимаются "разными сайтами и бухгалтерскими программами". Уровень жабоделов (Java) зачастую таков, что они не понимают, как устроена файловая система. А до "шибко вумных" создателей JQuery не доходит, что такое сегментация памяти.

99% программистов не имеют образования уровня MIT, Стэнфорда и т.д. Да и вообще, миллиарды мух жрут говно и не могут ошибаться.

Принцип действует в любой другой области, в принципе. Можно, например, кабели через дырки в гипсокартоне прокидывать, а можно дата-центры разворачивать. Последнее доступно в лучшем случае одной тысячной процента от всех админов.

Качественное образование не может быть массовым.

агхм, просто все забывают что "программист" ето скажем аналог "менеджера". можно быть зам младшего менеджера по жарке картошки в макдаке, а можно сидеть в офисе с видом на кремль какой-нибудь, располагая свои ягодицы в кресле стоимостью равной всему зданию того макдака, где работает первый. и тоже называться манагером.

трабл в том что далеко не все "программисты", поступающие в институт, представляют чем конкретно им предстоит зарабатывать на жизнь и тому ли они будут учиться. кто-то хочет на жабе писать или банковскую АБС перепахивать, кто-то хочет быть труЪ одмином в свитере и с бородой - но все они почему-то дружно топают на прикладную математику.

я сам такой был, быстро понял что слегка ошибся с институтом и свалил после двух курсов. впрочем сказать что учили фигне не могу - это было как минимум очень интересно.

трабл в том что далеко не все "программисты", поступающие в институт, представляют чем конкретно им предстоит зарабатывать на жизнь и тому ли они будут учиться

Это справедливо к 99% абитуриентов, кмк.

+100500. Вузы россии отстали на 20 лет и отставание усиливается. Вузы воспроизводят троечников. Даже президент у власти - обычный троешник - он сам признавался, что когда попал в ЗГВ не мог ни слово понять, что ему говорили немцы по телефону. Дейсвительно сильным ученикам душно и тоскливо в российских вузах.

ППКС блждад

Негодный вброс.

Я учился в Норвегии в хорошем вузе. Знаком со многими выпускниками других норвежских вузов, университетов Осло и Трондхейма. В Университете Осло работал.

Так все эти "операционные системы; информатика; администрирование Unix-систем; параллельное и распределённое программирование" предметы тут преподают. С практикой. По классическим книгам Танненбаума.
И алгоритмы, и мат моделирование и линейная алгебра обязательно в курсе программиста.

Это не просто полезно, это совершенно необходимо знать программисту.

"Это не просто полезно, это совершенно необходимо знать программисту."

100% правильно. Есть разница между code monkeys (наборщики), которых под временный проект нанимают дюжиной, и теми, кто создает основу, ядро, инфраструктуру продукта - будь то OS, база данных, или что то поменьше.

Хлебом не корми системных программистов, дай зачморить программистов прикладных. ИМХО спору нет, наличие базового образования лучше чем его отсутствие. Однако не могу согласиться, что системный программист - это более развитое существо.

Чтобы заниматься программированием железок важно обладать развитым бинарным мышлением. Что преполагает гипертрофированное левое полушарие, а правое - как получится. Российская средняя школа и технические вузы поднаторели в производстве как раз таких людей (к слову, на недавнем выступлении Чубайса перед российской high-tech тусовкой в Стэнфорде, оказалось что люди с phd из лучших российских университетов просто не умеют задавать вопросы). Условно говоря, из 100 российских студентов 6 могут с этим справиться.

В то время как enterprise architect проектирующий скажем систему оплаты проезда в метро или систему обрабтки клэймов в страховой компании, должен иметь оба полушария. Так как он решает многофакторную задачу, где большинство факторов не поддаются количественному учету. Более того, он должен не только уметь визуализировать решение но и придумать как оно будет развиваться во времени. Не говоря уже об умении проталкивать свои решения в сложной бюрократической структуре. Из 100 студентов условно говоря 2 смогут с такой задачей справиться.

Хорошего вэб девелопера со знанием технологий (JQuery ...) вкусом и талантом в usability вообще днем с огнем не найти. Такого чтобы смог разработать UI на уровне Facebook. Тут помимо бинарной логики нужет вкус и креатив. Поверх этого мало кто имеет талант понять что не так в пользовательском интерфейсе и как его улучшить. Тоже наверное 4 из 100.

Хороший контрактор по кастомизации CMS - вообще для России (в которой Attention Deficit Disorder является частью национальной традиции, а люди избегают общения по причине хамской культуры) редкий зверь. Чтобы стать приличным контрактором надо уметь вести множество мелких проектов с высоким уровнем качества. То есть уметь структурировать время. Плюс поддердживать отношения с клиентами не забывая при этом регулярно отделять их от денежных знаков. Тут я дам не больше 1 из 100.

Все верно. И самое обидное, что у нас просто банально нет образования, где бы этому всему учили.

Вы уважаемый преподователь выливаете свое возмущение не по адресу.
На самом деле 99% программеров суть узкоспециализированные ремесленники которым не требуеются 80% от знаний которыми их пичкали вузы. И идут они в вузы а не технарь не по своему желанию а по причине тупизма работодателей не понимающих специфики работы своих подчиненных и выдвигающих абсурдные требования к сосискателям. При этом кроме бумажки студенты в нагрузку к реально полезным знаниям получают просто пару лет просранного времени во время которого им просто засирают мозг (впрочем весь мусуор забывается через год два работы - остается только то что реально используется), кучу стрессов и просранные, простите, деньги. Впрочем это касается 90% профессий.
К тому же по поводу качества - моя жена 2 года назад закончила вуз так что впечатления свежи - дается куча туфты, при этом дается по большей части набубниванием туповатым голоском из обычного учебника. Упускаются 99% моментов не освещенных в учебниках, в том числе и элементарных, базовых (да и такое бывает). Полностью отсутствует принцип обсуждения, разбора и диалога между студентами и преподователями. В настоящее время 90% российских вуховских преподов можно просто выгнать заменив уборщицей машей которая будет менять пленки в магнитофонах устоновленных в аудиториях, при этом качество (если о нем в принципе еще можно говорить) образования нисколько не снизится.

Во-во. А если ты еще и работаешь параллельно с учебой и занимаешься каким-никаким самообразованием, то некоторые предметы сможешь сам вести лучше многих преподов (особенно, в возрасте 60+ и круче консоли ничего в жизни не видавших).

Прям новые обертоны в войне физиков и лириков

сам никогда не преподавал но готов подписаться под каждым словом

Курс CS 161 наверняка появился лет сорок назад. С тех пор имело место несколько этапов разделения труда. При всем уважении к предмету "компиляторы" ни у прикладных программистов ни у айтишником не должно оставаться на него времени если программа составлена более менее современно. Двацать лет назад на подобную тему спорили инженеры-схемотехники "нужно ли до посинения изучать устройство транзистора" и у них хватило здравого смысла понять что нет, не нужно. В прикладном программировании уже накопилось достаточно своего специфического IP.

Я лично обратил внимание на запрет на отчисление студентов и тому подобные вещи, которые к обучению как таковому отношения не имеют. Вот и держится этот балласт у российских вузов на протяжении всего времени так называемой учебы. А ты приходишь на те же занятия по линейной алгебре, а там каждая элементарная задача уровня 9 класса средней школы по 5-10 минут решается. Какое это высшеее образование - в таких условиях рано или поздно сам тупеть начнешь и все. Качество образования в России действительно не очень хорошее, вот именно, что можно поступить в вуз с надеждой получить знания соответствующего уровня, а вместо этого там "решаются задачи уровня колледжа и школы", так как балласту ничего не нужно, кроме получения дипломов.

  • 1