Прага – компактный город. Все ее исторические и архитектурные достопримечательности находятся в центре. Здесь невозможно заблудиться. Куда ни поверни, обязательно окажешься возле собора, костела, исторического здания, на красивой старинной улице или возле необыкновенной красоты скульптуры.
Но Прага – это еще и рождаемые ею же чувства. Сказать, что Прага поражает красотой, значит не соврать. Прага, действительно, красавица. Не полюбить Прагу невозможно, но рассчитывать на взаимность нельзя.
В Праге уже много лет живут мои друзья, пустили здесь корни, обзавелись своим кругом общения. Но этот круг очень узкий, в прямом смысле свой, состоящий из таких же русских эмигрантов. Мне было странно, как это – много лет жить на одном месте и почти ни с кем из местных не свести дружбу. Вскоре поняла, в чем дело.
Мы расположились в каком-то кафе на набережной, разговаривали по-русски. Несколько раз пытались подозвать официантку – мимо, будто не слышит и не понимает, что от нее хотят. Стало ясно: нас игнорируют. Обслужили только тогда, когда один из моих друзей, решив пошутить, спросил: «Вы не хотите нас обслуживать, потому что мы разговариваем по-русски? Но здесь политические беженцы». Вот тогда на нас обратили внимание и принесли, наконец, пиво. Нечто подобное случалось и в ресторанах, и в магазинах, и в транспорте. Прага заставляет вспомнить какие-то давно забытые инстинкты – настороженности, недоверия, опасности быть униженным или обманутым. Нас не любят в Праге. Это нужно понять и принять.
Дело тут не в том, что русские какие-то особенные в смысле поведения или платежеспособности. Здесь не Египет, не Турция, где ол инклюзив снимает запреты. По большей части, русские в Праге – это любознательный, образованный, восхищенный красотами и принимающий местные порядки народ. Мы здесь в гостях и уважаем хозяина, но хозяин нам не рад. Нас терпят и только.
В чем же дело, почему нас так холодно встречают, почему Прага не отвечает на русскую любовь взаимностью? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не будет. Скорее всего, искать ее следует в истории. Как говориться, ничего личного. Оккупация, коммунизм, русские танки 1968 года. Видимо так. И мы теперь расплачиваемся за прошлое.
В Праге есть музей коммунизма. Мне захотелось туда попасть, чтобы понять, как чехи относятся к своему тоталитарному прошлому. В этом режиме они прожили не так уж и мало, целых пятьдесят лет, с 1948 по 1989 год, но уже более двадцати лет чехи на свободе, для рефлексии срок вполне достаточный.
Музей коммунизма в Праге был открыт в 2001 году при финансовой поддержке немецкого предпринимателя Глена Спикера. Музей оказался совершенно не таким, каким я ожидала его увидеть. Здесь нет традиционных для исторического музея залов, в которых экспонаты выставляются в соответствии с тематикой и эпохой.
Экспозиция музея разделена на три блока.
Первый блок – это школьный класс коммунистических времен, наполненный пропагандистскими материалами, картинками и плакатами, прославляющими светлое коммунистическое будущее, наполненными оптимистическими лозунгами и призывами.
Второй блок – это жестокая атрибутика тоталитарного режима, включая комнату пыток для политзаключенных и комнату следователя госбезопасности.
Третий блок полностью посвящен чешской бархатной революции 1989 года.
Экспозицию музея вряд ли можно назвать познавательной, информативной или обучающей. Школьникам здесь явно делать нечего. У меня же музей вызвал злобу.
Вместо традиционной шильды с часами работы музей коммунизма на улице Пршикоп встречает матрешкой со зверским оскалом вместо улыбки.
Дальше развешены плакаты, на которых изображен Ленин с серьгой и прической панка, олимпийский мишка с автоматом Калашникова и много-много всего такого, что должно, по идее, демифологизировать, развенчать и сделать нестрашной эпоху, которую чехи называют коммунизмом.
Под стать оскаленной матрешке и здешний сувенирный магазин. Тут соответствующие открытки, медали, эмблемы, свечки «Ильич». Я вспоминаю конец 90-х, когда на наших блошиных рынках продавали военную форму, медали, плакаты с чем-то подобным. К чему это сейчас, в 2010-х? Это уже даже не кич.
Обычная пошлятина, рассчитанная не на самых интеллигентных туристов. Злобу вызвало другое. Демифологизируя одно, мифологизируется другое. Почему наша русская символика попала в поле внимания? Почему матрешка, почему олимпийский мишка, почему Ленин, наконец, почему русская, а не чешская атрибутика подверглась глумлению? И вот стоя посреди тупых сувениров, я испытывала такое чувство, которое описал Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
Да, конечно, «человечество смеясь расстается со своим прошлым». Правильный ли это путь – не знаю. Вряд ли он подходит моему деду, отсидевшему по 58 статье, или моей бабушке, которая до конца своей жизни боялась рассказывать о послевоенном времени и обсуждать какие-либо политические вопросы. А ведь таких, кто сгинул в лагерях, у кого расстреляли родных и близких, кто прожил свою жизнь в страхе, миллионы.
Смотреть в музее коммунизма русскому человеку — нечего. Но зато музей позволяет понять, что чехи, которые не сильно углубляются в исторические знания, воспринимают нас как матрешек с оскалами и мишек с автоматами. Мы для них не то, чтобы коммунистический символ, в нас видят угрозу. Угрозу того, что вот мы, русские, захотим и все обернем вспять. Чехи не углубляются в наши проблемы, наше настоящее, не хотят понимать, что мы сами жертвы режима, от которого до конца еще не избавились. Каждому из нас придется теперь нести историческую вину.
Community Info
дватеперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…