Уютный бункер (technolirik) wrote in pora_valit,
Уютный бункер
technolirik
pora_valit

Categories:

Записки эмигранта: Часть 8: Долгожданная определенность.

Из поездки в Словению я вернулся в Аален к своему размеренному распорядку дня. В начале августа должны были прийти результаты моего поступления в немецкие вузы и моя дальнейшая судьба должна была наконец-то определится. Оставался месяц и его нужно было чем-то занять. Так как на улице было солнечное лето, просиживать которое в четырех стенах совсем не хотелось, я использовал самый доступный способ путешествий - велосипед. В конце июня у меня появилась новая мыльница SONY DSC W170. В первый же месяц после приезда в Германию мы купили в супермаркете ALDI свой первый цифровой фотоаппарат фирмы Traveller на который и были засняты первые два с половиной года моей новой жизни. Качество фотографий этой камеры меня не устраивало уже очень давно но возможность обновить фотоаппарат появилась только сейчас.Новый фотоаппарат выдавал картинку в разы качественней прошлого и стал неизменным спутником моих велосипедных поездок по окрестностям Аалена.


Германия - идеальная страна для велосипедиста, где поездка на велосипеде приносит сплошное удовольствие. В городах прекрасная велосипедная инфраструктура. а стоит выехать за город - перед велосипедистом открывается обширная сеть дорожек, пронизывающая сотнями нитей красивые сельскохозяйственные пейзажи загородной Германии.



Июль стал для меня месяцем поездок с фотоаппаратом по живописным окрестностям города.







Помимо фотоаппарата я часто брал с собой книжку, и найдя спокойное место где-то на возвышенности располагался поуютнее и читал.



"Три товарища" Ремарка - моя первая немецкая книга. Я читал ее много лет назад еще на Украине, но это было так давно, что я полностью забыл о чем она. В июле этого года среди полей и лугов я заново открывал для себя эту прекрасную книгу. К сожалению, я так и не дочитал ее до конца потому, что чтение на немецком продвигалось очень медленно и когда настал срок сдачи ее обратно в библиотеку, я успел прочитать чуть более половины. Дочитывал уже на компьютере на русском.

Иногда мы выезжали за город на велосипедах вместе с моим коллегой по безработице и курсам Севой, но чаще всего я ездил в такие поездки один.



С детства я обладал идеальным зрением и зоркостью. Но после полугода, прожитом за компьютером, один мой глаз стал видеть намного хуже. Поэтому я решил, что летом компьютера в моей жизни должно быть минимум. Если в очередной летний день я никуда не ехал на велосипеде и не шел играть в баскетбол, я сидел на террасе перед нашим домом и читал книги. Нам повезло жить на первом этаже, потому что в отличии от верхних этажей к нашей квартире примыкала небольшая полянка, отгороженная от улицы зарослями кустов, что значительно расширяло территорию балкона и создавало впечатление жизни в доме с пусть небольшим, но своим участком.



Как я уже писал в предыдущих частях в марте я начал делать водительские права. С теоретическим экзаменом у меня проблем не возникло и я сдал его с первого раза. С практическим же все было куда сложней. Моя проблема за рулем была в отсутствии концентрации. Во время езды я часто летал в мыслях и по невнимательности совершал ошибки. В течении лета я три раза пытался сдать финальный практический экзамен, и сдал только с третьей, последней, попытки. Эти неудачи сильно били по моему и без того скудному бюджету. Ведь за каждую попытку я платил 240 евро, после чего еще несколько сотен евро оставлял инструктору за дальнейшие практические занятия. В итоге, когда с третьей попытки я сдал экзамен и получил права, моей радости не было границ.



В сумме права мне обошлись в 2100 евро, но если бы я сдал все с первого раза, смело вложился бы в 1500 евро.

Несмотря на позитив летних дней, сидеть в Аалене мне быстро наскучило и я стал ждать возможности куда-то вырваться. Так получилось, что руководитель курсов для безработной молодежи Матиас Мель в двадцатых числах июля взял отпуск и у нас целую неделю не было никаких занятий. Я не стал упускать такую возможность и решил посетить старых друзей в Ганновере и Гамбурге.

19 июля я был уже в Ганновере у своего друга Темы, у которого весной целую неделю жил в Берлине. Тема закончил курсы в Берлине, вернулся назад в Ганновер и давно звал меня в гости. В этом году Тема, как и я, поступал в университет и на данный момент как и я бездельничал. Это были отличные несколько дней в Ганновере. Тема достал два велосипеда и мы за пару дней исколесили город вдоль и поперек.



Интересный способ оживить унылую бетонную эстакаду.



Главная архитектурная достопримечательность исторического Ганновера -  здание ратуши. На вершину купола можно подняться на специальном лифте и посмотреть на окрестности с самой высокой в городе обзорной площадки.



Я небольшой любитель современной архитектуры, главным образом потому что хороших образцов ее видел немного. Но комплекс офисных зданий в центре Ганновера как раз был таким хорошим образцом. Когда в детстве я зачитывался фантастикой, именно такими я представлял себе дома будущего.





Но наиболее впечатлившей меня достопримечательностью Ганновера стал заброшенный голландский павильон, построенный специально для ганноверской ярмарки Экспо 2000 и представлявший собою яркий образец экологической архитектуры. О нем я обязательно сделаю отдельный пост.



Следующим пунктом на моем пути был Гамбург, за которым я очень соскучился. В Гамбурге у меня остался хороший приятель Андрей, знакомый по периоду моих курсов английского. Он давно звал меня в гости и был очень обрадован моим приездом. Первый день мы провели с ним вместе, гуляя по городу. На второй день посмотреть Гамбург приехала Лена, и мы отправились гулять с ней. В этот день с погодой нам не повезло: половину дня лил дождь, в итоге пришлось перемещаться короткими перебежками из метро на кораблик, с корабля в подводный туннель под Эльбой. Когда мы вышли из туннеля дождь прекратился и хотя было пасмурно и серо, но гулять уже можно было не рискуя промокнуть.





Даже в такую погоду Гамбург не теряет своей атмосферы и величества.







Закончили этот день мы в планетарии. Место, которое я неизменно посещаю во время моего каждого приезда в этот город. Там стоит уникальная лазерная и светотехника, которая позволяет делать неповторимые шоу с проекцией видео на купол. Вечерние шоу, которые транслируют в гамбургском планетарии никого не оставляют равнодушным. Ничего подобного в Германии больше нигде нет.



После возвращения из Гамбурга мой беззаботный покой безработного был внезапно потревожен. В начале августа совершился маленький прорыв - меня впервые пригласили на собеседование на место помощника садовника в ратуше одного провинциального городка в получасе езды от Аалена. Я никогда в жизни не бывал на собеседованиях по поводу работы, так что это был первый опыт подобного рода. Минусом курсов для юных безработных было то, что нас не готовили к таким собеседованиям. Перед собеседованием, херр Мель меня проинструктировал что к чему, но если бы мы прорепетировали хоть раз за время курсов подобное собеседование я был бы подготовлен намного лучше.

В итоге в назначенное время я прибыл в ратушу Швебиш Гмюнда, где было назначено собеседование. Перед кабинетом я встретил еще одного такого же как и я безработного, который тоже претендовал на это место. Он только что прошел собеседование и жаловался на всех вокруг, не стесняясь в выражениях. Это был немец в возрасте за пятьдесят, который, как и я, долго и безуспешно пытался найти хоть какую-то работу и уже разуверился в самой возможности подобного.

Я очень волновался перед собеседованием, боялся прежде всего за свой разговорный немецкий, которым в последнее время я мало пользовался и который по причине отсутствия регулярной практики за последний год изрядно поплохел. Суровый неприветливый взгляд женщины и такой же тон вопросов совсем не способствовал раскрепощению обстановки и я от волнения забывал слова и коверкал все грамматические правила построения предложений. Единственное что я помню с этого собеседования - вопрос почему я хочу у них работать. На что я ответил, что с детства люблю растения, в школьные годы ходил на ботанический кружок и с большим энтузиазмом работал на огороде в Украине.

На следующий день я получил по почте ожидаемый отказ.

Тем временем настал август и мне начали приходить ответы из университетов. К моему огромному удивлению я поступил во все университеты, в которые посылал документы. На такой успех я совсем не рассчитывал, но радоваться было рано. Поступить в моем случае было самым легким делом, гораздо важнее для меня было решить проблемы с финансированием и предучебной практикой, которую я так и не нашел. Я начал отбор. Отбирал по пяти важным для меня критериям:

1 - Рейтинг университета (а соответственно репутация его выпускников в инженерных кругах)
2 - Финансирование (дают ли мне кредит на учебу или отказывают)
3 - Жилье (предоставляют ли место в общежитии или жилищный вопрос нужно решать самостоятельно)
4 - Привлекательность города для меня (наличие богатой истории, красивого исторического центра, интересных мест в округе, колличество населения)
5 - Требование наличия предучебной практики (В идеальном варианте отсутствия этого требования)


Первым я вычеркнул из списка университет Вильдау, который находится в глубокой провинции под Берлином. Это был мой крайний вариант на случай если никуда больше не возьмут. Специальность там была: "Авиационная техника и логистика". Видно что у них действительно плохо с набором студентов, так как меня даже заманивали на учебу бесплатными билетами в местную сауну. Но почитав в интернете про городок Вильдау, я понял, что сауна там единственное развлечение.

Следующим я вычеркнул университет в Аахене со специальностью "Авиа - и - космическая техника". Там мне все нравилось, но было сразу две проблемы: требовалась практика и в кредите отказали.

Третьим вычеркнул университет Изерлон со специальностью "Автомобильная техника". Город мне показался скучным, ничем меня не заинтересовал. К тому же по этой специальности у Изерлона рейтинг был невелик. Остались три главных кандидата: Ульм, Эсслинген и Дрезден и одна единственная специальность: "Автомобильная техника".

Первым в списке приоритетов у меня стоял университет Эсслингена. Согласно ежегодному рейтингу "Hochschule Ranking" по данной специальности этот университет был лучшим в Германии по специальности "Автотехника" а его программа разрабатывалась в тесном сотрудничестве с находящимся поблизости концерном Daimler Benz. О поездке в Эсслинген, в который я ездил осенью я писал, город мне очень понравился, и притом, что от Штутгарта он находился всего в 15 минутах езды на пригородной электричке. Меня там устраивало все но были и проблемы. Вместе с приглашением на учебу мне прислали счет за первый семестр 700 евро, который нужно было оплатить до 10 августа. Этот университет находится в земле Баден-Вюрттемберг и там в то время была плата за учебу. Кроме этого там требовалась предучебная практика. В связи с кризисом и сокращением мест для практикантов в этом году практику разрешили пройти до третьего семестра. Но это означало что все следующее лето нужно будет провести на заводе. И самое главное - ничего не было определено насчет кредита. Однозначного ответа мне там так и не дали. По сумме всех факторов пришлось вычеркнуть этот университет.

Главный выбор был между двумя оставшимися университетами в Ульме и в Дрездене. Оба имели одинаковый рейтинг по всем показателям. В обоих местах мне дали добро на государственный кредит, а значит главные проблемы были решены. Плюсы Ульма были в том, что университет сотрудничал с Ауди, что это Южная Германия где качество образования наиболее высокое по стране и чьим дипломам доверяет промышленность, которая находится тут же под боком у университетов. Из минусов Ульма: жилье нужно было искать самостоятельно и оно, как и во всех городах Южной Германии, было недешевым. Также Ульм проигрывал Дрездену как город. Хотя в Ульме я уже был несколько раз и город мне нравился, но Дрезден был намного более интересным для меня в плане истории, архитектуры и того факта, что это Восточная Германия - совершенно новая для меня страна с абсолютно другими людьми. В Западной Германии я уже прожил почти три года, теперь мне хотелось пожить в восточной части страны. Дрезден был плюсом и по многим другим пунктам. Там не было платы за обучение, там не требовали предучебную практику, в отличии от Ульма, и там сохранили старую академическую степень "специалист". Немецкое качество инженеров - специалистов в Германии проверено годами и выпускникам-специалистам доверяет промышленность. Как раз в то время, когда я приехал в Германию, тут начался перевод высшего образования на общеевропейские стандарты, на академические степени бакалавр и магистр. В результате чего бакалавр стал сильно недооцениваться промышленностью и тем, кто хотел найти хорошую работу нужно было после бакалавра еще два года учится на магистра. Дрезденский институт экономики и техники, куда я поступил сохранил академическую степень "специалист" на некоторых инженерных специальностях, включая "Автомобильную технику", на которую я поступил. Это было большим плюсом, так как за четыре года я получил бы полноценный диплом специалиста, которому так доверяет промышленность.

Ко всему этому Дрезден имел еще один плюс - жилищный. Мало того, что дрезденские высшие учебные заведения располагали большой сетью студенческих общежитий, в которых получить место мог каждый и которые буквально несколько лет назад были санированы. Так еще и на сайте дрезденской организации по содействию студентам (Studentenwerk) можно было получить всю информацию о каждом общежитии, даже совершить виртуальный тур по каждой из общаг и потом в списке приоритетов указать куда бы тебе хотелось поселиться. Студенты западных земель о таком и мечтать не могут. Несмотря на то, что заявление на общежитие можно было посылать по интернету, мне все равно пришлось приехать в Дрезден еще до начала учебы, чтобы расписаться на документах на комнату.

Так в начале сентября состоялось мое короткое знакомство с Дрезденом. После того, как я расписался и получил договор на комнату в общежитии у меня оставалась еще парочка часов до поезда обратно и я решил посмотреть город, в котором мне предстояло прожить четыре следующих года жизни.

Что меня порадовало, что жить предстояло в самом центре города, университет находился прямо по соседству с вокзалом, а общежитие находилось в самом центре города, в семи минутах ходьбы от вокзала.

Главный корпус здания института техники и экономики выполнен в классическом советском стиле, характерном для послевоенного времени.



Мое будущее студенческое общежитие. Построены они были в 60-х но в 2001 году были полностью санированы.



Для меня город без трамвая - не город. В этом плане Дрезден порадовал. На заднем плане три общежития - близнецы.



Что мне понравилось в Дрездене - это то, что рядом соседствуют несколько архитектурных эпох и что немаловажно не вперемешку, а каждый район по своему гармоничен и целостен. Через дорогу от моего будущего общежития находится такой вот кинотеатр, завоевавший много архитектурных наград на каких-то конкурсах, о чем сообщает табличка.




Ну и конечно же когда я увидел старый город, я влюбился в Дрезден с первого взгляда. Он был ни похож не на один город Германии из тех, где мне доводилось бывать. У меня он больше ассоциировался с Прагой, чем с любым другим немецким городом.



Дрезден располагает самым крупным в мире флотом исторических колесных пароходах, которые по сезону осуществляют регулярные рейсы в национальный парк "Саксонская Швейцария"












Из Дрездена я вернулся счастливый. Совсем скоро мне предстоял переезд в этот прекрасный город и начало новой жизни. И хоть наконец-то после долгих месяцев ожидания моя мечта об учебе сбылась, но все оказалось немного не так хорошо, как я думал.

Посылая запросы о предоставлении мне государственного кредита в рамках закона BAföG, я претендовал на кредит, который получает студент в течении всего периода учебы (что в моем случае эквивалентно сумме в 32 000 евро), но из этой суммы нужно будет после окончания учебы вернуть государству лишь 10 000 евро причем без процентов. Из Дрездена мне прислали справку о том, что мне предоставят кредит в рамках закона BAföG, параграфу такому-то. Я конечно подумал что это и есть тот самый кредит, который я хотел. Все оказалось немного иначе. Лишь приехав в Дрезден мне объяснили что этот параграф означает, что мне дают кредит на второе образование и совсем по другим условиям. В конце учебы эту сумму (32 000 евро) мне нужно было возвращать банку еще и с процентами. Но другого выбора у меня не было и я согласился. В конце концов впереди было четыре года счастливой жизни без мыслей о том, на что завтра поесть и чем заплатить за жилье и страховку? Разве четыре года счастья стоят дешевле, чем 32 000 евро? - рассуждал я. К тому же я шел учиться с конкретной целью - получить образование, которое поможет мне найти хорошую работу. А значит и кредит я смогу выплатить за несколько лет. Терять мне было все равно нечего и других вариантов у меня не было, так что я согласился на эти условия. К тому же я был полон оптимизма и уверен в том, что выбрал правильную специальность.

Эту серию статей можно было бы заканчивать на этой ноте, но в середине августа произошло одно очень важное событие. Мои курсы для безработных заканчивались, был последний день, когда я отослал свое последнее резюме. Мы посидели пообщались с херром Мелем уже в неформальной обстановке. Я поблагодарил его за те знания, которые я приобрел на курсах, поделился с ним радостью, что поступил в Дрезден и осенью начинаю учебу в университете. Маттиас Мель пожелал мне успехов в дальнейшей жизни, мы пожали друг другу руки и распрощались. На следующий день произошло неожиданное событие. Зазвонил телефон и меня пригласили на собеседования по поводу работы на завод по сборке окон.

Так совсем неожиданно началась еще одна важная глава моей эмигрантской биографии - первая работа в Германии. Но об этом я расскажу в следующей, заключительной части серии записок эмигранта.

Статья незначительно сокращена. Полная версия тут.

Предыдущие статьи серии по ссылке.

Tags: Германия
Subscribe
promo pora_valit апрель 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments