anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in pora_valit,
anna_bpguide
anna_bpguide
pora_valit

Будапештская школьная неожиданность

Тут подняли тему школы...
Это была заготовка статьи в пед. журнал, стилистика соответствующая.
Но вдруг пригодится.
*****


«Что это было?» – спросила Даша, когда мы вышли из здания школы. Даше пятнадцать лет, она приехала с родителями в Будапешт в конце лета и с начала сентября учится в одной из здешних школ. Хитрость в том, что в Венгрии дети после восьмого класса должны сдать экзамен и перейти в школу следующего уровня. Так что если в первой школе обнаружился класс, где собраны дети, у которых венгерский – неродной, и возможны некоторые поблажки и дополнительные занятия по языку, то что дальше – непонятно.
Еще летом Дашино знание венгерского языка ограничивалось приветственными словами: «Привет, Спасибо, До свиданья». С этим багажом и пришли третьего сентября в школу в сопровождении переводчицы.
На фотографии – это как раз школа. Как многие здания в стороне от туристических троп, школа оказалась сказочным дворцом – если поднять взгляд повыше. А если опустить на уровень метра-двух от тротуара – поштукатурить бы надо. И покрасить. И побелить. Мозаики на вершине фасада делают здание неповторимым и единственным, но в остальном оно похоже на многие другие школы, построенные здесь во времена Австро-Венгрии, в последние десятилетия XIX века. Фасад выходит прямо на тротуар в два шага шириной. На русский взгляд – непривычно: а двор где? Бегать где, играть, торжественные линейки в День знаний проводить? Где? Ну, без торжественных линеек здесь как-то обходятся; цветы учителям, бывает, приносят, но так, чтобы вся улица была полна первоклассниками в бантах и с букетами – чего нет, того нет. Двор же – внутри. Логика городской застройки старого европейского города такова, что вся внутренняя жизнь дома – она именно внутри. На улицу – фасад при параде. Садик, дворик, спортплощадка – позади.
И еще заметно, что школа очень часто – лучшее здание района: самое солидное, самое торжественное. Ничего не говорил Франц Иосиф на тему «Учиться, учиться и учиться», нет?
Вышел директор, пожал всем, включая Даша, руки и полчаса объяснял, что к чему. Не понимаешь язык? Не проблема: учиться можно в том классе, который как раз и предназначен для детей из смешанных семей или недавних иммигрантов. Познакомил с классной руководительницей, черноглазой улыбчивой женщиной средних лет с выражением старательности и доброжелательства на лице, Агнеш. Кстати, здесь учителей принято называть просто по имени или с приставкой вроде наших «тетя» иди «дядя». «Добрый день, Аг-нэни!» – говорят дети.
Даша учит венгерский в школе и дома, пытается понять, что говорят на уроках, хотя это, конечно, крайне сложно, общается с одноклассниками (это дети из Калифорнии, Сирии, Украины, Испании), вполне справляется с математикой (спасибо индийцам, цифры у нам интернациональные), блистает на уроках английского и по-английски же готовит проекты по истории ХХ века (тема «Сталинская эпоха и ГУЛаг»).
Вроде все неплохо, но попасть в венгерскую систему обучения именно в восьмой класс – это все-таки ситуация непростая. Только-только освоился, а «школа вдруг взяла и кончилась», как говорил когда-то мой одноклассник. После восьмого заканчивается обучение в начальной, «обычной», школе и нужно переходить в школу следующего уровня или в гимназию, чтобы проучиться еще четыре или пять лет. Или – подсказывают родители детей, прошедших недавно дашиным путем – остаться на второй год. Ничего позорного или осуждаемого в этом нет: можно спокойно проучиться в том же классе еще раз, отшлифовать венгерский, ликвидировать неизбежные пропуски. План хороший, но, посовещавшись с мамой и папой, Даша решает попробовать поступить в девятый класс средней школы.
Взяв адрес, мы идем по Будапешту – ищем рекомендованную Агнеш среднюю школу. Это восьмой район, Йожефварош, «город Иосифа». Знающие люди должны сейчас сказать: «О!»
У восьмого района своеобразная репутация. Когда-то центром его был Национальный театр, а вокруг сложилась богемно-разгульная среда с кабаками, борделями и прочими радостями – и это притом, что застроен район был такими же солидными пятиэтажными доходными домами, как и современные ему кварталы Парижа. Сейчас здания постарели, театра полвека как нет, население не один раз сменилось, но репутация осталась. Дома выглядят как пушкинская Пиковая дама – былое величие и нынешняя неухоженность. Не руины, конечно, по эту сторону положительной изотермы января и штукатурка стоит дольше, и кирпич разрушается медленнее. Но сто лет – это сто лет. Отреставрированные районы и новые, построенные модными европейскими архитекторами, вклиниваются в Йожефварош со всех сторон, однако вычистить и вымыть всё вокруг полностью еще не удается. Средняя школа оказалась ровесницей школы начальной – такое же солидное здание, такие же монументальные формы, только отделка – не мозаика, а кирпич.
Обменялись парой фраз с охранником, поднялись на второй (ах нет, по здешнему – «первый») этаж и объяснили, как смогли, первой попавшейся по пути даме учительской наружности цель нашего прихода. «Подождите, пожалуйста» – сказала та, и через минуту мы уже беседовали с заместительницей директора. По-русски.
Потом мы вышли обратно на улицу, и вот тут-то Даша и спросила: «Что это было?»
Что это – когда тебя встречают как родную в чужой стране и в чужом городе, и заместительница директора по имени Чилла, то есть Звезда, искренне радуется твоему приходу, и с удовольствием ради тебя вспоминает язык, который учила двадцать лет тому назад, а учителя, проходящие по коридору, здороваются с тобой? Разве так бывает?
Чилла сказала, что в обучении в школе иностранных детей нет ничего необычного, что венгерскому научат, что наличие английского снимает все проблемы, что выпускники этой школы поступают в любые университеты, куда хотят, поскольку уровень преподавания здесь очень высокий, и она уверена, что Даше понравится.  Даша вспомнила свежевыученные слова и сказала на прощанье по-венгерски «Я очень рада». Вот и все. Осталось написать заявление, сдать экзамен по математике и венгерскому языку. Впрочем, Дашу примут независимо от того, как она напишет тесты по венгерскому, сказала Чилла. «Придешь к нам, научим, тебе понравится».
«Что это было?» – спрашивает московская школьница в Будапеште, обнаружив, что школа – оказывается! – может быть устроена по-человечески. Что же тогда было там, по ту сторону положительной изотермы января, что у человека здесь возникают такие вопросы?
Tags: Венгрия, дети - школа, за границей - образование
Subscribe
promo pora_valit апрель 11, 2014 16:50 21
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments