Поросенок Петр

pora_valit


Пора валить? Эмиграция из России.


Previous Entry Share Next Entry
Глазами мигранта
2004, Грозный
neihimoon wrote in pora_valit


Здравствуйте, меня зовут фрау Вишневецкая, и я легальный мигрант. Полгода назад я, устав от московского стресса, переехала с тремя детьми в немецкий город Бонн, чтобы пожить нормальной жизнью и походить на нормальную работу с нормальной зарплатой. Я подумала, что будет неплохо, если дети проведут учебный год на берегу Рейна, познакомятся с европейскими ценностями, а там посмотрим.



Казалось бы, все прекрасно, но сначала все было совсем не прекрасно. Мои дети вообще не поняли, в чем дело. Когда я их в первый день отвела в школу, они чуть ли не набросились на меня с кулаками: «Забери нас отсюда немедленно, мы тут ничего не понимаем!». Еда в школьной столовой казалась им отвратительной. Они ничего не ели и называли всех немцев сумасшедшими. Им было грустно и одиноко. Слава богу, их трое — на переменах они, не сговариваясь, встречались под сухим деревом на школьном дворе и общались только друг с другом, маленькая грустная нацбанда.

Школа, надо отдать ей должное, делала все, чтобы переход в чужеродную среду не был слишком болезненным. Никто не требовал от моих детей немедленно включиться в ритм немецкого учебного процесса, никто не заставлял их заниматься по той же программе, что и одноклассники. Мой старший сын вообще первые три месяца на всех уроках занимался исключительно рисованием — и учителя относились к этому с пониманием.

Все, включая меня, думали, что «само пройдет» и «само придет». Но ничего не приходило и не проходило. Вот как выглядела попытка учительницы первого класса познакомить моего шестилетнего ребенка с немецким языком.

— Хозе, — сказала фрау Вайзер, указывая на штаны.— Штаны, — мрачно ответил мой сын.— Нет, не штаны, а Хозе! — сказала фрау по-немецки.— Штаны, — угрюмо заявил ребенок.

Фрау Вайзер позвала сотрудницу, которая знает русский — «Объясните ему, что здесь Германия, здесь все говорят по-немецки». «Он просит передать вам, что будет учить немецкий, только если вы в ответ на это готовы учить русский», — перевела сотрудница.

На этом попытка закончилась. Фрау Вайзер — хороший человек и профессиональный педагог. Но у нее еще 25 детей в классе — да и не будет же она, в самом деле, учить русский, а также китайский, арабский, финский, испанский, турецкий и урду только потому, что у нее в классе оказались дети этих национальностей. В нашей школе доля иностранцев ровно такая же, как во всей Германии — 15 процентов.

А потом появился Дедушка.

Школа нашла его через некоммерческую организацию, которая помогает пенсионерам обрести какой-нибудь смысл жизни, кроме путешествий и развлечений. Она устраивает пожилых людей на работу, за которую они не получают денег, но при этом делятся опытом, приносят пользу и вообще делают что-то осмысленное.

Дедушка — бывший учитель и скучает по работе в школе. Было решено, что с упрямыми русскими детьми он будет заниматься индивидуально, с каждым по отдельности. Вот как выглядел первый урок дедушки с моей восьмилетней дочерью.

— Тюр, — сказал Дедушка и показал на дверь.— Дверь, — сказала девочка.— Тфэр? — неуклюже повторил Дедушка.— Правильно! Дверь! — расцвела девочка.— Руссиш — Твэр, Дойч — Тюр? — уточнил Дедушка.— Точно! Дверь — Тюр!

Контакт состоялся. Дверь приоткрылась.

Я не могу сказать, что после этого все немедленно преобразилось. Все преобразилось медленно. Дедушка приходил на пару часов в неделю. Он научил моего младшего сына завязывать шнурки. Он раскрашивал с моей дочкой нарисованные звездочки. Однажды он принес на занятия ящерицу и лягушек, которых поймал в близлежащим болоте. Казалось, они занимаются вовсе не немецким. Но позиция детей скорректировалась — теперь «все немцы сумасшедшие, кроме Дедушки». Потом к кругу избранных добавилось еще пара человек, потом появились приятели, и так далее. Прошло еще месяца три, прежде чем я увидела, что это было не зря.

Не буду рассказывать дальше, чтобы не сглазить. Похоже, дети адаптировались, и, если мы останемся еще на какое-то время, следующий учебный год они смогут начать наравне со всеми.

Не буду рассказывать дальше, потому что теперь хочу представить себе, что было бы, если бы меня звали не фрау Вишневецкая, а гражданка Фатима Буйаши, и была бы я гражданкой не России, а Ливии. А принимающей страной была бы не Германия, а Россия, куда я приехала бы не от хорошей жизни к еще лучшей, а от очень плохой к сносной. И у меня не было бы пути назад, а путь вперед был бы затуманен годами ожидания статуса беженца.

И вот, допустим, мои дети приходят в обычную районную школу в Москве. Их усаживают за парту, выдают им учебники. И вперед — вместе со всеми: «гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а еще терпеть, вертеть…» И все это для них — пустой звук. И нет никакого Дедушки, нет налаженной системы интеграции, нет базового понимания обществом того факта, что успешная интеграция мигрантов важна прежде всего для принимающей страны, чтобы они не изолировались, не превратились в банду, не создали нишу для существования людей второго сорта.

В России для детей мигрантов ничего такого нет. В лучшем случае, они сталкиваются с равнодушием, в худшем — с легким недоумевающим раздражением. В совсем плохом — с травлей и проявлениями ксенофобии. Но даже если учителя нормально относятся к приезжим, у них просто физически нет ресурса, чтобы возиться с каждым отдельно и раскрашивать звездочки. С детьми мигрантов работают по общей программе — им и так, считай, повезло. Не факт, что в Афганистане и Ливии они вообще ходили бы в школу.

И вот поэтому — наконец, перехожу к делу, — в Москве имеется Центр обучения и адаптации детей мигрантов при комитете «Гражданское содействие». В каком-то смысле он заменяет Дедушку. Только там, наоборот, работают совсем молодые ребята, которые тоже испытывают нехватку смысла жизни. Они раскрашивают с детьми звездочки и ходят в музеи, играют в «мемори», пишут вместе с ними письма Бэтмену и Спайдермену, пьют с ними чай — но вообще-то это все часть образовательного процесса.

Цитата из методички, девушка-волонтер рассказывает о своей работе: «А это что? — Груша. — А это? — Не знаю. — А как по-чеченски? (узбекски, таджикски, киргизски) — Тоже не знаю… По-русски «слива». — О, я вспомнила! По-чеченски похоже! А как назвать одним словом грушу, сливу и яблоко? — Вкусное. — Ага, точно. Но бывают же люди, которые не любят яблоки. Как назвать точнее? — Фрукты! — Точно. А какие фрукты ты еще знаешь?».

Цитата из той же методички, через несколько страниц: «Если вы дочитали до этого места — срочно идите к нам работать! Занятия проходят четыре раза в неделю: по вторникам-четвергам-пятницам с 16 до 20 (21, 22, 23…), по субботам — с 10 до 18. Расписание плавает. Все занятия индивидуальны, то есть подбирается пара учитель-ученик, и дальше они как-то так учебно взаимодействуют в меру своих сил и возможностей».

Так вот почему я, находясь в Бонне, пишу эту колонку. Центру нужны волонтеры. И еще Центру нужны деньги. Не на оплату работы — ребята вкалывают там на добровольных началах, ради смысла жизни. Деньги нужны на аренду помещения, на сладости к чаю, на проездные для детей, которые живут далеко, на коммунальные услуги. В среднем каждый месяц им нужно где-то находить порядка 50 тысяч. На самом деле, это копейки — я подозреваю, что на адаптацию каждого из моих детей в пересчете на рубли немецкое государство тратит примерно столько же.

http://www.snob.ru/profile/27547/blog/75369


Модераторам:

Метки, господа, метки под каждый пост.



promo pora_valit april 11, 2014 16:50 20
Buy for 100 tokens
В "Пора валить?" полно полезной информации(15000+ постов), эта инструкция поможет найти то, что вам нужно и интересно. Есть два теперь три основных способа. Первый: У каждого толкового поста есть "тэги", ключевые слова записи. Вот самые практичные тэги в сообществе, их всего три, правда…

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Я так понимаю, что пост написан с целью получения помощи для Центра в Москве? Потому как часть про Германию вызвала недоумение и вопросы. Кто может легко эмигрировать в Германию? Как детей без знания немецкого посадили учиться в обычный класс? Какие-то сказки, простите.

В мире распространена такая практика.
В Японии дети мигрантов тоже идут в класс по возрасту вместе с другими детьми. Дополнительные занятия (адаптационные) проводятся редко, раз в неделю, пару часов. Но это все же лучше, чем ничего. Не представляю себе такого в России. А жаль.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
интересный текст.
кстати, официально мигрантами считаются те, кто живет более 12 месяцев на территории другой страны.

особенно интересна фраза "с тремя детьми уехала что бы получать приличную зарплату", ага, в германию с тремя детьми сразу на зарплату. Это как?

(Deleted comment)
всем нужны деньги, не логичнее бы было обратится в какие-нибудь государственные институты для финансовой поддержки?

Ну да, особенно к тем, кто завозит этих мигрантов и получает огромные прибыли от их труда.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
опа.... вот это поворот... за пол года уже фрау стала....

Похоже она фрау стала до.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А ведь права, злые мы и недобрые. Не до детей, самим бы выжить.
Вот так и будем прос...ть детей поколение за поколением.

Ну кто вам мешает начать с самого себя,помогите нескольким детям или семьям, которых просто немерено в России побирается собирая деньги на какие-нибудь операции, а то на блядей и Канары хватает, а на детей нет.

Жаль ваших детей, вы обрекли их быть изгоями.

Но может быть, это и хорошо - в недружелюбной среде они вспомнят, что они русские и, даст Бог, вернутся в родную страну и будут людьми, а не мусором на чужбине.

Это приходит с годами.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Странно достаточно, что приходилось "париться" с изучением языка у детей. Мы 7 лет назад пришли в первый класс не зная ни одного слова в ДВУЯЗЫЧНОЙ школе. У нас два национальных языка и в процентном соотношении 60/40 говорят на финском и шведском. Через год ребенок довольно бегло говорил на обоих. А через 2 финский стал "родным", а шведский в стадии свободного общения с запущенной грамматикой (что как бы и не важно, а мы не настаиваем). К тому же выигрывает Олимпиады по-русскому. Но если с русским мама настаивала и помогала, то все остальные знания ребенок получил в школе, на улице и просто в среде вообще без нашего участия. P.S. Забыл добавить, что сейчас, по прошествии 7 лет, язык у ребенка очень сильно испортился. Чудовищный молодежный сленг, слушать невозможно. Приходится просить, говорить нормальным языком. :)

Edited at 2014-04-23 02:54 pm (UTC)

(Deleted comment)
Почему многие комментаторы окрысились? Это очень хороший пост, без комьев грязи в русских, но с правильным и конкретным целеполаганием.

Полагаю, это происходит по причине того, что около трети комментирующих здесь - тролли.

Вот бы все мигранты мигрировали из России в Германию. Вот счастье настало бы. Центры закрылись бы за ненадобностью. А в целом, это личное отношение ваших детей к переезду. Для кого-то переезд - это просто увлекательное приключение, с вашими детьми такого не случилось. Наверное, вы сами воспитываете в них негатив.

Повторюсь. У меня со своими детьми и их обучением проблем выше крыши. Меньше нужно было родному государству экспериментировать и оптимизировать образование. У нас свои дети в школах хрен знает чему и как учатся. Дореформировались.

Дебильнее немецкой школы вряд ли что-то можно представить.

Да, увидев, как 10-летние дети в классе дисциплинированно занимаются с фалоимитаторами под присмотром херра учителя, можно поседеть.
7-летним деткам про секс рассказывают с картинками...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ой не думаю, чтоб ливийские детишки потерялись в московской школе. Дорогую белую мама Фатима не потянула бы. А обычные школы уже такие черные, что на белого ребенка хорошо если только пальцем показывают, а не бьют за углом.

(Deleted comment)
"Полгода назад я, устав от московского стресса, переехала с тремя детьми в немецкий город Бонн, чтобы пожить нормальной жизнью и походить на нормальную работу с нормальной зарплатой".
Текст напоминает брошюрки "сторожевая башня" или рекламную замануху. А почему, собственно, фрау не полетела на Марс отдохнуть, звучало бы так же правдоподобно, только дедушка был бы марсианский.

Это же так просто, захотел и переехал в Бонн! Что уж там, это в этом сообществе все сидят и никуда не хотят ехать и от стресса не устали.
Так и представляю, очередь желающих облагородить и образовать детей мигрантов в Москве, ну ну.

у люиса было про гномов, которые так привыкли видеть во всем говно, что даже когда их вывели на полянку с цветочками, продолжали мыслить и воспринимать мир в привычной парадигме

?

Log in

No account? Create an account